«ТЕРРИТОРИЯ ЛЮБВИ»

Исполнители:

Академический большой концертный оркестр имени Ю.В.Силантьева РГМЦ

Дирижёр – Александр Клевицкий

Солистка – Кристина Аглинц

Концерт ведёт Святослав Бэлза

В программе:

Эдуард АРТЕМЬЕВ 


Музыка к фильмам Никиты МИХАЛКОВА
«Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Несколько дней из жизни Обломова», «Сибирский цирюльник», «Утомлённые солнцем»

Эдуард Николаевич Артемьев (родился 30 ноября 1937 года в Новосибирске) — русский советский композитор в жанре электронной музыки. Известен, в частности, как автор музыки к фильмам Андрея Тарковского, Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского. Живёт и работает в Москве. Артемьев является членом Союза композиторов и Союза кинематографистов России, президентом основанной им же в 1990 году «Российской ассоциации электроакустической музыки», а также членом исполнительного комитета Интернациональной конфедерации электроакустической музыки ICEM при ЮНЕСКО. Читает лекции для студентов-композиторов Московской консерватории и проводит мастер-классы. С 1964 по 1985 год работал старшим преподавателем по классу инструментовки в Институте культуры.

Сочинять музыку Эдуард Артемьев начал еще учеником Московского хорового училища (1953-55) под руководством М.А. Парцхаладзе, организовавшего в те годы в училище факультативный курс композиции. Нетрадиционность творческого мышления, увлечение звуковой красочностью, интерес к необычным тембрам и тембровым сочетаниям проявились у Артемьева уже тогда. В 1960 году Эдуард Артемьев окончил теоретико-композиторский факультет Московской консерватории по классу Ю.А. Шапорина и Н.Н. Сидельникова. Э. Артемьева называют основателем отечественной электронной музыки наряду с Е. Мурзиным. Не только потому, что из композиторов, обратившихся к совершенно новой области музыкального искусства, - а это были А. Волконский, Н. Никольский, С. Крейчи, позднее А. Немтин, О. Булошкин, Ш. Калош, С. Губайдуллина, Э. Денисов, А. Шнитке, В. Мартынов - он единственный связал с ней свою судьбу. Он, по существу, сохранил в России целое направление, продолжая в нем работать,  и многое вложил в его развитие.

Сегодня Эдуард Артемьев - признанный лидер российской электронной музыки.  Артемьев пишет ярко, талантливо, увлекая силой своего воображения, темпераментом, благородным артистизмом. Его звуковой мир самобытен, узнаваем, демократичен.Эдуард Артемьев - автор большого числа произведений, разнообразных по тематике, жанрам, стилевому направлению, творческим задачам. В творческой эволюции композитора своеобразно преломились культурные тенденции времени. В смене стилевых направлений обнаружились различные грани его индивидуальности.
Еще в начале 1960-х годов электронными опытами Артемьева заинтересовались кинематографисты.  Эдуард Артемьев - один из первых отечественных композиторов, начавших широко применять электронные звучания в кинофильмах.Важную роль в творческой жизни композитора сыграла встреча с Андреем Тарковским. Тарковского привлекла аудиовизуальность, пространственность музыки Артемьева, его способность выстраивать сложные ассоциативные ходы, создавать обобщенные образы-символы. Неординарные задачи, поставленные режиссером, требовали новых творческих поисков от композитора. 
 Помимо А. Тарковского композитор работал с режиссерами Н. Михалковым, А. Кончаловским, В. Абдрашитовым, С. Самсоновым, А. Орловым, А. Хамидовым и многими другими.С Никитой Михалковым сделаны все картины («Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Несколько дней из жизни Обломова», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Родня», «Урга», «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник»), осуществлена постановка «Механического пианино» в Италии на сцене Театра ди Рома. Сотрудничество с А. Кончаловским, начатое в «Сибириаде», в работе над оперой «Преступление и наказание», продолжилось на сцене парижского театра «Одеон» в чеховской «Чайке», а также на студиях Голливуда в фильмах «Дуэт для одного», «Гомер и Эдди», «Ближний круг», «Одиссей». В Голливуде Э. Артемьев работал и с другими режиссерами: Л. Шиллер, Д. Голден, Ю. Нейман (к/к «Double Jeopardy», «Burial of the Rats», «Heart of the deal»).

Сочинения Эдуарда Артемьева звучали в Англии, Франции, Германии, Италии, Венгрии, Финляндии, Канаде, США, Бразилии, Аргентине, Японии, Австралии. Э. Артемьев является президентом основанной им в 1990 году Российской ассоциации электроакустической музыки, членом исполнительного комитета Интернациональной конфедерации электроакустической музыки ICEM при ЮНЕСКО. Он читает лекции для студентов-композиторов Московской консерватории, проводит мастер-классы. С 1964 по 1985 год он работал старшим преподавателем по классу инструментовки в Институте культуры.Э.Н. Артемьев - Народный артист России (1999), Заслуженный деятель искусств РФ (1985), лауреат четырех Государственных премий в области литературы и искусства (1988, 1993, 1995, 1999) за художественные кинофильмы «Курьер», «Урга», «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник», двух премий Ника (1995, 2000) за музыку к кинофильмам «Лимита» и «Мама», премии «Искусство объединения Человека и информации» в номинации «Искусство» (2000), премии «Святой Георгий» XXIII Московского международного кинофестиваля «За выдающийся вклад в мировой кинематограф» (2001). Член Союза композиторов и Союза кинематографистов РФ.Живет и работает в Москве

Оркестр имени Ю.В.Силантьева (Художественный руководитель и главный дирижер – Заслуженный деятель искусств РФ Александр Клевицкий) широко известен в нашей стране. Пропагандист отечественной и зарубежной музыки, коллектив на протяжении своей более чем 60-летней деятельности стал одним из самых популярных в стране. Записи на радио, среди которых огромное количество новых сочинений, участие в программах телевидения, выступления на ведущих концертных площадках России – свидетельствуют о его предельно насыщенной творческой жизни.

Творческий путь оркестра, ровесника Победы, начался в 1945 году. Его становление связано с именем замечательного музыканта Виктора Кнушевицкого, который возглавлял Оркестр (называвшийся тогда «Эстрадный оркестр Всесоюзного радио») с 1945 по 1952 годы. Оркестр под управлением Виктора Кнушевицкого слушала вся страна. В его исполнении звучала замечательная музыка М.Блантера, Н.Богословского, А.Варламова, А.Цфасмана, Б.Мокроусова и самого В.Кнушевицкого.

На посту руководителя оркестра В.Кнушевицкого в 1952 году сменил талантливый музыкант Григорий Столяров. Но подлинное признание коллектив – в то время Эстрадно-симфонический оркестр Центрального ТВ и радиовещания – завоевал в период руководства народного артиста СССР Юрия Силантьева, выдающегося дирижера, отдавшего оркестру 25 лет творческой жизни (1958-1983). С 1983 года с оркестром Гостелерадио работал Александр Петухов, а с 1989 года художественным руководителем и главным дирижером коллектива являлся народный артист СССР, лауреат государственных премий России имени Глинки и Дагестана, композитор, профессор Мурад Кажлаев. Менялись названия оркестра, но неизменным оставалось главное – создание отечественной музыкальной культуры самого высокого уровня. Традиции, сложившиеся под влиянием выдающихся музыкантов, живут в коллективе и поныне. Жанровая универсальность, владение разнообразными исполнительскими стилями, высокий профессионализм позволили коллективу стать первым интерпретатором произведений современных авторов. Сюда приносили свои произведения Т.Хренников и А.Пахмутова, А.Бабаджанян и А.Флярковский, О.Фельцман, М.Кажлаев и А.Эшпай. С оркестром выступали многие известные певцы: И.Козловский, Е.Образцова, И.Архипова, М.Биешу, И.Богачева, К.Шульженко, Г.Отс, В.Атлантов, А.Ведерников, З.Соткилава, А.Эйзен, М.Магомаев, А.Ворошило и популярные исполнители-пропагандисты песенного искусства – Л.Зыкина, В.Толкунова, Н.Брегвадзе, И.Кобзон, Л.Лещенко, З.Тутов и другие.

Обширная концертная деятельность по стране и успешные гастроли за рубежом (Германия, Польша, Чехословакия, Румыния, Финляндия, Куба, Италия, Корея, Голландия, Израиль) способствовали росту и укреплению музыкального авторитета коллектива. Так, на международных музыкальных фестивалях, проводившихся под эгидой радиовещательного объединения ОИРТ в Праге и Лейпциге, оркестр был признан лучшим. В 1991 году оркестр с успехом принял участие в Фестивале имени Нино Роты в Москве.

В 1993 году оркестру было присвоено звание «академический», а в 1999 году коллектив получил имя Ю.В.Силантьева.

В настоящее время Академический Большой концертный оркестр входит в состав Российского государственного музыкального телерадиоцентра.

Сегодня оркестр становится всё более и более востребованным. Приглашённый в 2007 году в качестве художественного руководителя заслуженный деятель искусств РФ Александр Клевицкий возвращает слушателю целый пласт песен, которые многие годы были визитной карточкой оркестра, сотрудничает с современными композиторами и известными молодыми исполнителями, чье творчество находится в удивительной гармонии с окружающим миром музыки. Необычайно широк репертуарный диапазон оркестра: от оперно-симфонических произведений, джазовых пьес, эстрадных миниатюр до музыки к кинофильмам. С неизменным успехом проходят выступления оркестра на лучших концертных площадках столицы, среди которых Концертный зал им. П.И.Чайковского, Храм Христа Спасителя, Зал Полководцев на Поклонной горе, а также на телеканале «Звезда» и радиостанции «Орфей».

26 мая 2009 года в Светлановском зале Московского Международного Дома Музыки состоялся грандиозный гала-концерт, посвящённый 90-летию Юрия Васильевича Силантьева, с участием выдающихся композиторов и звёзд советской и российской эстрады: Иосифа Кобзона, Льва Лещенко, Тамары Гвердцители, Георгия Гараняна, Нины Шацкой, Сергея Мазаева, «А’капелла Экспресс» и многих других.

В сезоне 2009-2010 годов Академический Большой концертный оркестр им. Ю.В. Силантьева принимал участие в Международном фестивале «Московская осень», участвовал в концерте, посвящённом юбилеям легендарных групп Chicago, Earth, Wind & Fire («Земля, Ветер и Огонь»), в Концерте-фантазии артистов театра «Ленком» с участием Дмитрия Певцова, Виктора Ракова, Елены Рудницкой и других известных мастеров.

В настоящее время знаменитый коллектив под управлением маэстро Александра Клевицкого находится в блестящей профессиональной форме, сохраняет традиции, заложенные выдающимся мастером – Юрием Силантьевым, а также ищет новые пути творческого выражения современного музыкального искусства.

Вернуться к списку новостей