25 октября в Башне на Милютинском галерея современного искусства "Система" в рамках цикла “Vita nova” устраивает встречу с мыслителем и композитором Владимиром Мартыновым, посвященную презентации его оперы. Чтобы продемонстрировать эпическое произведение автора, была выбрана его опера «Упражнения и танцы Гвидо».  К участию в проекте был приглашён Владимир Юровского - дирижер Лондонского симфонического оркестра, который осуществил два концертных исполнения оперы “Vita Nova” в Лондоне и Нью-Йорке.

На презентации вместе с Мартыновым и Юровским выступит ансамбль под руководством Татьяны Гринденко “Opus Posth” и Академический Большой Хор “Мастера Хорового Пения” под руководством Льва Конторовича.

«Упражнения и танцы Гвидо» — новый тип произведения — «опера об опере» — оригинальное воплощение идеи нового сакрального пространства. Владимир Мартынов как бы испытывает на прочность традиционные жанры, трактуя их полемически и ломая перегородки между академическими и неакадемическими формами искусства.

Пролог выдерживает слушателя в строгой минималистской аскезе григорианики. И только потом начинается долгожданный музыкальный пир, повергающий слушателя в состояние блаженного шока от упоительных бельканто, от фонтанирующих потоков красивой музыки: едва ли не возвышенней Генделя, едва не волшебнее самого Моцарта, пленительнее Россини, Беллини и всей итальянской оперы.

Вгаvо, maestro! — должны выкрикивать ложи, партер и галерка в ответ на щедрые жесты композитора, когда он расточает высококлассные кантилены, спорящие с оперными «хитами», ведя нас от стиля к стилю, от эпохи к эпохе, чтобы тут же превратить их в драгоценные осколки того великого, почти полутысячелетнего мифа, что мы называем оперой, — самой нелепой и самой сладостной музыкальной формой, какую создала европейская культура. Жемчужины оперных находок уходят в песок, вымываются временем как неистинное, как всего лишь заблуждение, прекрасная ошибка истории, содеянная 1000 лет назад руками монаха Гвидо из итальянского монастыря в Ареццо. А из глубин проступает вечный поток Литургии, который возвращает все на круги своя — в лоно богослужебного пения.

Памятник Гвидо в Ареццо. Источник фото: www.flickr.com

Гвидо, о котором идет речь,— музыкальный теоретик тысячелетней давности (вот и еще один юбилей) Гвидо из Ареццо, или Гвидо Аретинский, прославившийся тем, что реформировал систему нотописания и вдобавок дал безымянным до той поры нотам те названия, которые они в значительной части сохраняют и по сей день. То есть не то чтобы "изобрел" музыку в строгом смысле, но по крайней мере обеспечил какую-никакую точку опоры (и точку отсчета) для всей последующей истории музыки, где и ренессансная полифония, и барокко, и The Beatles. Опера выступает в виде символа всего самого главного, что происходит с европейской музыкой по мере ее развития.

"Упражнения и танцы Гвидо" — опера не столько о самом Гвидо Аретинском и его жизненно-ученом пути, сколько о метаморфозах композиторского искусства последних столетий.

Приглашения на событие можно приобрести на сайте "Галлерея Система" или на сайте проекта "Планета"

Аккредитация для журналистов:

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

+7 495 233 72 20

Вернуться к списку новостей