История театрального костюма с Анной Пахомовой

 

Об авторе

Пахомова Анна Валериевна – профессор Московской художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова, кандидат культурологии, постоянная ведущая рубрики «Мода и мы» в журнале «Studio Д`Антураж», сотрудничает с журналами «Ателье» и «Индустрия моды», дизайн-эксперт Союза дизайнеров Москвы, член Международного художественного фонда, член Международной ассоциации писателей и публицистов.


Осень всегда особое время для театралов и меломанов. С ее приходом  открылся новый сезон. Зрителей часто радуют премьеры спектаклей, серией прекрасных концертов и фестивалей  удивила в новом сезоне консерватория. Я тоже решила выделить этот необыкновенный период нашей культурной жизни и открыть сезон статьями о кукольных театрах, их истории, месте в культуре, самых ярких персонажах кукольных театров разных стран. Каков был внешний вид рукотворных актеров? Из чего шились и какими были их костюмы? Что они символизировали? Полагаю, уважаемому читателю такая тема будет интересна не меньше, чем мне, когда я работала над этими статьями.

Куклы, которых использовал О. Бальзак во время работы над «Человеческой комедией». Франция, XIX в.

Прежде всего, стоит начать с истории возникновения куклы как таковой. В мифологии разных культур мы обнаруживаем, что кукла появилась раньше людей. Например, в древнекитайских сказаниях есть повествование, что богиня Нюйва лепила человечков из желтой глины. Первым ее творением была девочка, которую она слепила по своему подобию. Как только богиня поставила фигурку на землю, та ожила и  запрыгала. Нюйве понравилось ее творение, она дала девочке имя Жэнь, т.е. «человек». Затем она налепила много фигурок. Подобные мифы встречаются у многих народов. Куклы появились практически одновременно с человеком - так считают ученые (здесь «куклой» мы называем не только фигурки, созданные для игры). Кукла есть образ и подобие человека, человек же был образом и подобием Бога. Это отражено даже этимологически в некоторых языках. В японском языке сущность и назначение древних кукол отражает их название «нинге» - «образ человека». У древних греков тоже встречаются суждения о взаимосвязи понятий кукла – человек и человек – кукла. У Платона читаем: «Рассмотрим каждого из нас – одушевленное существо как куклу, изготовленную богами: что бы ни побудило их на это – желание избавляться от нас или найти серьезное приложение своим силам, мы об этом никогда не узнаем правду!»

Слева: Традиционная кукла коренных жителей Америки. Текстиль 
Справа: Куклы «лесовики». Вятская губерния, кон. XIX – нач. XX вв., дерево, мох

В музеях хранится большое количество фигурок, сделанных из камня, рога, кости, глины, выполненных еще в каменном веке (неолите). У некоторых народов Америки, Азии и Африки по  сей день сохранились первобытные формы кукол. Например, у индейцев хопи человеческие фигурки из дерева, кости, обожженной глины и растительных материалов одновременно являются  игрушками и культовыми предметами.  Следовательно, человечество играет в куклы более 40 тысяч лет.

С куклой связывают понятия жизни и смерти; в ней воплотилось свойственное мифологическому мышлению противопоставление живого и мертвого. «Неживая кукла таинственным образом соотносится с живым существом, вызывая в глубинной памяти древние представления о превращении человека в неподвижного истукана и об оживлении его мертвого подобия. Такие взгляды долго сохранялись во многих традиционных культурах»[1]. Еще недавно на Русском Севере куклы были участниками обрядовых действ. Женщины мастерили кукол-двойников своих мужей, ушедших на службу или войну. В этих случаях кукла становилась «хозяином  дома»: ее угощали, с ней советовались и т.п., а когда хозяин возвращался, то куклу сажали в игрушечную лодку и пускали вниз по реке. В Костромской губернии тряпичные куклы солдатиков и парней участвовали в обряде «Девичник». 

Кукла – участник различных обрядов. Многие помнят с детства сказку «Василиса Прекрасная». В эпизоде, где мать-купчиха, умирая, передает дочери бесценное сокровище – куколку: “… призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: «<…> береги её <куклу> всегда при себе и никому не показывай. А когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета”». Куклы довольно часто встречаются в народных сказках: «Князь Данило Говорило» (русская сказка), «Акань» (саамская сказка) и мн. др. Сказки хранили воспоминания о важнейшей магической роли куклы в верованиях разных народов. 

Слева: Кукла для рождественских яслей. Италия, XVIII в. Терракота, покрытая эмалевыми красками 
Справа: Кукла. Италия. Дерево

«Деревянные болваны» или иные куклы в особых случаях (погребальные обряды)  считались вместилищем души покойного. Таких кукол следовало кормить, тогда дух умершего вселялся в куколку и помогал живым. Эти  представления живы у индийцев, китайцев, японцев и некоторых других народов. Кукла существует на границе двух миров – живых и мертвых. Кукла связана и с другими обрядами, такими как спасение от засухи, плодородие, исцеление от всяких недугов. На Руси  был такой обряд, когда сразу лечили от двенадцати болезней, делались куклы с соответствующими именами: Трясея, Глазея, Отпея, Храпуша, Немея и т.п. Куклы могли помогать, а могли причинять вред. Куклы играли важную роль в обрядах, связанных с жизненным циклом. У многих восточно-романских народов Европы долго бытовал ритуал похорон глиняной куклы для ниспослания дождя и богатого урожая. В разных местах глиняного человечка называли Калояном. Скалояном, Германом, Пэпушей и др. его наряжали, точнее, закутывали в белую или красную материю, иногда покрывали яичной скорлупой. Далее следовал сам ритуал с закапыванием, выкапыванием, бросанием в реку и пр. У славян это было соломенное чучело кукушки, Костромы, Кострубоньки, Ярилы, Марены. Ну чем не театрализованное представление?


Фигуры театра теней

Самая яркая и выразительная языческая обрядовость – карнавальная. Дон Карналь, Сан-Пансар, Запуст, Бахус, или король карнавала, у каждого народа изображались по-своему, но куклы неизменно принимали участие во всех праздниках. «В Италии, в областях Кампания и Абруцци, чучело, сделанное из мешка и соломы, побывавшее на веселых шествиях и пиршествах, отдается под суд, получает приговор и сжигается или топится в реке. В области Молизе румяную куклу в короне под звуки колокольчиков провозят в повозке по улицам, а потом у источника оглашают «завещание», разоблачающее все плохие дела селения. Особенно достается обманутым мужьям, непорядочным людям, пьяницам и неумехам. Затем короля карнавала, т.е. куклу приговаривали к смерти. Можно привести еще сотни примеров, где кукла  - главный персонаж обрядового действия»[2].

Помимо ритуальных, обрядовых существовали куклы мистерий. Родиной мистерий[3] считается Древний Египет. Мистерии были и в Древней Греции.  На души и сердца людей воздействовали специальными костюмами, куклами, масками, а также музыкой, светом и благовониями. «Ритуал, превращаясь в театр, не теряет своих религиозных и магических черт, но, развивая театральные элементы, увеличивает силу своего воздействия»[4].


Куклы театра Авадзи. Япония

Куклы неохотно сдавали свои позиции одного из символов общечеловеческой культуры. Несмотря на то, что древние цивилизации оставили свидетельства того, что уже тогда имели место детские игры и игрушки, магическая роль кукол была значительной. Ритуальная магическая роль кукол со временем отошла на задний план, а игровая стала превалировать. Кукла постепенно переходит из мистического обряда в игрушку, от магии и мифа к сказкам и веселым народным балаганам. Неживая послушная кукла может «ожить», если в нее вдохнуть дух игры и творчества. Абрам Терц писал: «Наши куклы, возможно, последыши тех связных, переносивших вести из мертвого тела в живое. А искусство? Не вышло ли оно всё - из этой куклы? Ведь портрет, включая современные фотографии, живущий теперь одними напоминаниями об умершем, уехавшем… не начинается ли с куклы?, исполнявшей некогда роль промежуточного звена в цепи жизней?» Да, действительно, есть о чём поразмыслить.


Принц Рама. Театр Ваянг пурво. Центральная Ява. 1930-40 гг. 

В разное время исследователи истории театра, его искусства посвящали свои труды как самим театрам, так и отдельным персонажам, артистам. В нашем случае – это куклы. Описывали их внешний вид, материал из которого куклу делали, ее костюм, цветовую гамму, выражение лица и пр. Ведь необходимо было создать такой изобразительный ряд, где все элементы в комплексе составляли образ узнаваемый зрителем, если речь шла о народном театре, о тех рукотворных артистах, образы которых с течением времени стали традиционными. В других случаях тоже большую роль играли те же факторы. Во многих странах сложились определенные культурные традиции, которые включают стилевую, цветовую и семантическую составляющие. Не редкость, когда на одеждах куклы присутствуют изображения-символы, или костюм украшает, дополняет какая-то деталь, например цветок, веер, маска, головной убор, зонтик, жезл и т.п. Куклы имеют свои особенности и приметы. Невозможно принять Петрушку за Пьеро.  Вот, например небольшая выдержка из книги Ореста Цехновицера[5] (глава «История народного кукольного театра в Азии и Европе»):


Демон Батара Кала – кукла театра Ваянг пурво. Ц. Ява. Середина XX в.

“«Фанточчини» (Слово тосканское. Фантошами назывались в Тоскане небольшие фигурки, изображавшие человеческое тело, независимо от того материала, из которого они были сделаны) называются те деревянные куклы, которые двигаются путем проходящей через их туловище веревочки, одним концом прикрепленной к тяжелому деревянному бруску, а другим — к ноге бродячего фокусника, который движением колен заставляет эти фигурки танцевать.

«Бураттини» (Buratto — слово, обозначающее сито для просеивания. Оно делалось в Италии из грубой шерстяной материи, обыкновенно выкрашенной в яркие цвета. Это название перешло на куклы по аналогии с качеством той материи, которая служила им одеждой. Некоторые историки предполагают, что это наименование произошло от имени актера Буратгино (XVI век), впервые введшего в кукольный театр приемы Итальянской Комедии).

Так называются фигурки, предназначенные для кукольных сценических представлений. Они состоят из головы (фарфор, дерево, глина, гипс, материя, папье-маше), рук, а иногда и ног. Туловища у этих кукол нет: его заменяет широкая одежда, куда прячется рука актера-кукольника. Указательный палец продевается в голову, а большой и средний — в руки куклы. «Бураттини» соответствует русскому «петрушке». Буду называть условно всякий кукольный театр — театром «петрушки», если его куклы будут иметь данное техническое устройство.

Слева: Марионетки. Индонезия / Справа: Фигура театра теней

Именами «пупи» (Pupi) и «пупаччи» (Pupazzi) называют те же «бураттини» в Риме и Неаполе. Марионетками называются маленькие куклы с подвижными членами, которые поддерживаются проволокой, прикрепленной к верхушке головы, и приводятся в движение веревочками.

Театром теней называется тот, в котором сценическое действие достигается, благодаря движению перед экраном плоских контурных фигур-силуэтов. Это драматическое искусство в Европе называется «blanc et noir» (светотень). Тени на экран отбрасываются благодаря косо надвешенной на его оборотной стороне лампе или свече. Куклы-силуэты в большинстве делаются из кожи буйвола, по которой выцарапывается рисунок и делается по плоскости раскраска. Приводятся они в движение тоненькими палочками, прикрепленными к отдельным частям фигуры. Кукольник сидит посередине сцены перед щитом и под лампой и передвигает кукол по экрану.

Указанная терминология, определяющая отдельные виды кукольных представлений, является условной, ибо почти каждый исследователь придает им различный смысл”. На заключительную фразу Цехновицера стоит обратить пристальное внимание. Действительно,  есть некоторые разночтения, особенно в ранних трудах. В последние же годы различия в описании практически отсутствуют.

Слева: Тростевая кукла – персонаж представления «Путешествие на Запад». Китай. Нач. XX в. / Справа: Марионетка. Китай. XX в. 


Далее мы рассмотрим наиболее интересных, на мой взгляд, кукол – представителей разных театров мира.


[1] Куклы мира. Ред. группа: М. Аксенова, Е. Ананьева, Т. Евсеева. М., 2008. С.6

[2] Там же. С.14

[3] Мистерия – от греч. «мистерион» - тайна

[4] Х. Юрковский. История европейского кукольного искусства. Левистон. 1998

[5] О. Цехновицер. «Театр Петрушки», ГОСИЗДАТ, 1927

Вернуться к списку новостей