theaegon.wordpress.comФестиваль памяти Джона Кейджа проходит в Рахманиновском зале Московской консерватории. В программе - опусы Кейджа, его современников и последователей.

11 сентября будет представлен проект Алана Файнберга и Нью-Йоркского ансамбля «Путеводитель Джона Кейджа по грибным местам музыкального Нью-Йорка». Выступит Нью-Йоркский ансамбль солистов в составе: Алан Файнберг (фортепиано), Джесс Миллз (скрипка), Николас Кордс (альт), Фред Шерри (виолончель). В программе: Кейдж, Бэббит, Хелпс, Фелдман, Браун, Давидовски, Стравинский.

15 сентября в 18.00 Нью-Йоркский ансамбль исполнит сочинения Вольпе, Кейджа, Бэббита, Фелдмана, Вулфа, Янга, Райха. В этот же день в 19.30 пройдет «Кейдж-марафон: Непреднамеренность и взаимопроникновение» с участием Наталии Пшеничниковой (пение), Анны Абалихиной (танец), Михаила Дубова (фортепиано, игрушечное фортепиано), Алексея Любимова (фортепиано, ударные, колокол), Владимира Иванова (фортепиано, акции), Татьяны Михеевой (пение), Дмитрия Чеглакова (виолончель), Станислава Малышева (скрипка). Аудио- и видеовоспроизведение – Игорь Кефалиди. В программе – перформансы, хэппенинги, фильмы, лекция.

20 сентября в 19.00 – большая программа «Приношение Кейджу: Кейдж в России – вчера и сегодня», в которой примут участие Алексей Любимов, Иван Соколов, Сергей Загний, Владимир Мартынов (все – фортепиано), Владимир Тарасов (перкуссия), Владимир Урбанович (ударные), Назар Кожухарь (скрипка) и несколько камерных ансамблей. Аудио- и видеовоспроизведение – Игорь Кефалиди. В программе: Кейдж, Мартынов, Корндорф, Тарасов, Загний, Соколов, Батагов, Карманов, Горлинский.

Джон Милтон Кейдж (1912–1992) – американский композитор, философ, поэт, музыковед, художник. Пионер в области алеаторики, электронной музыки и нестандартного использования музыкальных инструментов, Кейдж был одной из ведущих фигур послевоенного авангарда. Критики называли его одним из самых влиятельных американских композиторов ХХ века.

Родился 5 сентября 1912 г. в Лос-Анджелесе в семье изобретателя и журналистки. Первые уроки музыки получил у частных учителей и родственников. В 4-м классе начал заниматься игрой на фортепиано. В 1930 г. ушел из колледжа; уехал в Европу, где прожил 18 месяцев, пробуя себя в различных видах искусства: архитектуре, живописи, поэзии, музыке. Здесь впервые услышал музыку Стравинского и Хиндемита, а также Баха, с которой не был знаком прежде. Посетил Францию, Германию, Испанию, Капри, Майорку, где начал сочинять.

В первых опусах Кейдж использовал сложные математические формулы. В 1931 г. Вернулся в США. Читал лекции по современному искусству. В 1933 г. сосредоточился на музыке: среди его композиций были сочинения, основанные на 25-тоновом ряде. Начал учиться у Коуэлла, у Вайса, подрабатывая мытьем стен. Шёнберг (в Калифорнии) предложил обучать его бесплатно, называя его «изобретателем», и Кейдж был его учеником два года. Большее влияние на композитора оказала восточная философия и дзен-буддизм. В 1935 г. женился на русской художнице Ксении Андреевне Кашеваровой, уроженке Аляски, дочери русского священника. Известен прежде всего трехчастной композицией «4′33″» (1952), во время исполнения которой не играется ни одного звука. Смысл в том, чтобы воспринять звуки окружающей среды, слышимые во время исполнения, как музыку.

Другое изобретение Кейджа – подготовленное (препарированное) фортепиано: между струн инструмента помещаются различные предметы – бумага, монетки, скрепки и т.д., что приводит к изменению звучания инструмента. 

Вернуться к списку новостей