С 3 по 6 сентября в вечернем эфире радиостанции "Орфей" прозвучит уникальный цикл концертов под названием "Туманный Альбион" - четыре эксклюзивные записи из Большого зала консерватории имени Чайковского, сделанные в мае этого года. Название цикла неслучайно связано с поэтичным образом далёкой Англии. Программа концертов была призвана познакомить русскую аудиторию с неизвестной музыкой композиторов Великобритании.  Цикл приурочен к двадцатилетию Симфонической капеллы России и к сорокалетию Хора Капеллы. В концерте принимали участие: Государственная академическая капелла России, художественный руководитель и главный дирижер – Валерий Полянский. Вдохновенным просветителем и дирижёром этих концертов выступил Геннадий Рождественский.

Дирижирует Геннадий РОЖДЕСТВЕНСКИЙ (700x492, 26Kb)

Геннадий Рождественский: Альбионом часто называют Англию. "Albus" в переводе с латыни означает белый.  Совсем неподалёку от белых меловых скал, что в графстве Кент, согласно одной из легенд в незапамятные времена появились первые обитатели острова. Александр Сергеевич Пушкин в "Онегине" писал:

Адриатические волны,

О Брента! нет, увижу вас

И вдохновенья снова полный,

Услышу ваш волшебный глас!

Он свят для внуков Аполлона;

По гордой лире Альбиона

Он мне знаком, он мне родной".

Пушкину "волшебный глас Аполлона" был знаком, а для нас этот глас  - белый лист бумаги, такой же белый, как меловые скалы графства Кент. Для того, чтобы этот лист бумаги покрылся рисунками редкой красоты, чтобы волшебный глас Альбиона смог поразить наш слух, мы решили познакомить вас с лучшими произведениями английских композиторов XX века..."

 

Остроумным комментатором программы концертов выступил сам Геннадий Рождественский, который в этом году возобновил старую и добрую традицию – предварять каждый свой концерт развёрнутым вступительным словом-лекцией. Эту практику он начал с 1974 года. Эти преамбулы всегда вносили в творческий облик Рождественского-дирижёра новые черты, раскрывали его как ученого, исследователя, воскрешающего к жизни забытые сочинения и страстного пропагандиста всего ценного в современном музыкальном искусстве. Цикл "Туманный Альбион" в этом смысле не стал исключением. На сей раз слушателей ждал рассказ о тех людях, которые строили мосты взаимопонимания между Россией и Британией.

Геннадий Рождественский: Начну с поистине неоднозначной личности  - Исайи Берлина. Он родился в 1909 году в Риге в семье крупного лесопромышленника. В возрасте семи лет Исайя попал в Петербург, где получил гуманитарное образование. Любовь к Северной Пальмире, к Санкт-Петербургу он пронёс через всю свою долгую жизнь.  На склоне лет ярчайшим событием своей жизни он называл спектакль "Борис Годунов" с Фёдором Шаляпиным в главной роли в Мариинском театре. В 1921 году по известным обстоятельствам семья Берлин выехала в Лондон. Всего через год, выдержав сложнейшие экзамены, Исайя Берлин становится студентом Оксфордского университета. Он с головой погружается в изучение различных гуманитарных дисциплин, а также редактирует студенческий журнал "Взгляд из Оксфорда", обнаружив недюжинные журналистские способности. В это же время происходит его знакомство с культурной жизнью Европы. Берлин посещает в 1930 году знаменитый Зальцбургский фестиваль, где оказывается буквально околдованным услышанной музыкой - оперу Бетховена "Фиделио" под управлением Артуро Тосканини, который впоследствии стал музыкальным кумиром Исайи. Вернувшись в Оксфорд, он становится музыкальным критиком в своём журнале. Хотя он не знал нотной грамоты, но критиком при этом был отменным. Я не побоюсь поставить его на один уровень с неподражаемым Бернардом Шоу. В тот период в поле зрения Берлина попали Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, а также и Россини с Доницетти. Много лет спустя он написал содержательное эссе "Наивность Верди".

 

Геннадий Рождественский также рассказал о своём друге, британском дирижёре и музыковеде Дэвиде Ллойд-Джонсе, который по приглашению русского коллеги присутствовал в зале. Английский дирижер, который знает в этих сочинениях каждую ноту, выразил таким образом уважение и к русской музыке и к своему русскому другу. На протяжении своей карьеры Дэвид Ллойд-Джонс специализировался на исполнении английской и русской музыки, множество записей им было сделано для фирм Hyperion и Naxos. Он также известен своими редакциями и переводами, в том числе русских опер.

Геннадий Рождественский: Это мой старый друг, мы дружим уже более 30 лет. В России и Англии, и Франции, и Германии я виделся с ним и работал много раз. И я очень счастлив. Он великолепный музыкант, дирижер, я очень люблю его.

 

Следующим героем повествования дирижёра-просветителя стал Джон Робертс. Он был руководителем ассоциации Великобритания-СССР, впоследствии - Великобритания-Россия, а сейчас он Председатель Международного Попечительского Совета ВГБИЛ имени М.И.Рудомино, что в Москве, и представитель фонда отца Александра Меня в Великобритании. Именно Джону Робертсу принадлежит идея восстановления библиотеки Александра Грибоедова, которая была уничтожена полностью и окончательно.

Геннадий Рождественский: В 1959 году в Лондоне по инициативе тогдашнего премьер-министра Великобритании Гарольда Макмиллана при известной поддержке Хрущёва была создана ассоциация дружбы "Великобритания-СССР".  В 1973 году её директором стал Джон Робертс - широко образованный человек, обладающий недюжинными организаторскими способностями и отлично владеющий русским языком. Войдя в должность он ясно обозначил свою позицию: ассоциация должна способствовать общению людей одинаковых профессий и общих интересов в Великобритании и России, способсвовать культуному диалогу двух стран. Он посвятил этому делу целых двадцать лет своей жизни. В 2001 году в Лондоне и Москве вышла книга Робертса под интригующим названием "Говорите прямо в канделябр".  

 

Не пропустите на радио "Орфей" с 3 по 6 сентября в вечернем эфире уникальный цикл концертов с Геннадием Рождественским "Туманный Альбион".

 

Вернуться к списку новостей