Завершился первый сезон цикла встреч  с композитором и философом Владимиром Мартыновым под названием «Vita Nova», проходящих  под патронатом галереи современного искусства «Система».

Предыстория

1963 год во многом определил всю последующую историю человечества. С убийством Кеннеди закончился Карибский кризис, состоялся космический полет первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой. Сенсационное выступление The Beatles на сцене лондонского эстрадного театра «Палладиум» прославило их на всю страну и положило начало эйфории под названием «битломания».  В знойное лето этого знаменательного во всех отношениях года была сконструирована первая модель Lamborghini, элитной машины, без которой теперь невозможно представить утончённых адептов красивой жизни.  

Начавшийся бум индустриальной эстетики породил любопытнейшее явление и в искусстве. Именно в 1963 году отец поп-арта Энди Уорхол приобрёл лофт — огромное помещение в промышленном здании на Манхэттене,  которое получило название «Фабрика».

Энди Уорхол в своём лофте. Кадр из фильма "Я соблазнила Энди Уорхола"

Это место стало настоящей меккой для богемы того времени. Примеру своего коллеги по смежному искусству последовал композитор, стоявший у истоков минимализма, —  Ла Монте Янг.  Он использовал собственный лофт для проведения бесконечных концертов. Они могли длиться часами, что вполне соответствовало концепции «вечной музыки, не имеющей начала и конца».

На восьмом небе

В день, пришедшийся на точку золотого сечения летнего исчисления, прошла пятая, заключительная в этом сезоне, встреча с известным композитором Владимиром Мартыновым, организованная при поддержке некоммерческого негосударственного учреждения культуры «Галерея Система».  Цикл занимательных музыкальных экскурсов в современное искусство  закономерно кульминировал  концертом ансамбля Opus Posth под руководством Татьяны Гринденко.

Для проведения этого мероприятия организаторами было выбрано весьма необычное место со своей историей и аурой. Если вы хоть раз бывали в Милютинском переулке, то, наверняка, обращали внимание на необычное старинное высотное здание из красного кирпича, до боли напоминающее заброшенные небоскрёбы Детройта, которые, к слову сказать,  тоже были построены в начале XX века.  Этакий дом-призрак, каких много разбросано по всей Москве. Раньше здесь располагалась Первая московская телефонная станция. Лифт, доставляющий гостей к месту назначения, походит на своеобразную машину времени. Стены его украшают архивные фотографии прошлого века  с изображениями ещё дореволюционной Москвы.

Вид из окна башни Первой телефонной станции

Перед концертом, отдавая дань светскому обычаю фрондирования с бокалом вина, можно было не только полюбоваться безупречным закатным небом и панорамой вечерней Москвы, но и подивиться огромному пространству лофта. Сочетание благородных арочных окон и необжитой площади, представленных художественных работ и грубой кирпичной кладки в роли самостоятельного артобъекта создали особую смесь аскезы и дикого шика.

Генеральный директор галереи современного искусства «Система» Екатерина Хольм и гости вечера 

Вся обстановка всколыхнула в памяти кадры из хроники жизни и творчества "коммерческого авангардиста" Энди Уорхола и его легендарной "Фабрики". Как призналась хозяйка галереи произведений искусств «Система» Екатерина Хольм, в будущем это историческое пространство планируется превратить в некую арт-площадку, на которой будут располагаться открытые мастерские для живописцев, музыкальные салоны, экспериментальная оперная студия  и лекторий.

Мистерия звука

Сам же концерт проходил в помещении, отчётливо напоминающем старинную часовню из хрестоматийного фильма Феллини «Репетиция оркестра». Выхваченные лучами установленных прожекторов лица музыкантов ансамбля Opus Posth походили на лики библейских героев.  Изысканная потолочная лепнина в духе арт деко, кромешная тьма вокруг и неожиданная видеоинсталляция с изображением прилива волн создавали ощущение мистериальности происходящего.

По словам Владимира Мартынова, программа концерта была составлена таким образом, чтобы  «представить слушателю музыкальную панораму: лучшая вещь эпохи барокко, лучшие вещи времён постмодернизма и авангарда».  Как известно, ансамбль Opus Posth был специально создан Татьяной Гринденко для осуществления проекта «Новое сакральное пространство», связанного с концепцией Мартынова. Согласно его идеям, все мы живём в зоне опус-пост, когда потенциал композиторской музыки, так называемой опус-музыки, исчерпан.  Настало время «игры в бисер» по Герману Гессе, когда надо создавать новую музыкальную ситуацию, играть композиторскими техниками и методами.

Концерт открылся с печального «Осеннего бала эльфов» Мартынова. Надо отметить, что в этом сезоне эльфы и различные аллюзии на «Сон в летнюю ночь» актуальны как никогда. Элегантные взмахи смычков в едином порыве, очарование цитаты Мендельсона из его знаменитой увертюры и трагически истаивающие флажолеты рассказали полнокровную историю вечности.  "Concerto Grosso" для струнных Арканджело Корелли вовлекло слушателей в зыбкое путешествие по музыкальным эпохам. Следующей остановкой оказался минималист Филипп Гласс и его "The Company".  Тревожная вязь из смутных предчувствий, страхов, провидческих всполохов оказала поистине гипнотическое воздействие.  Невольно задумываешься: «Кто ещё в России так исполняет Гласса?» 

Музыканты ансамбля Opus Posth

Сочинениям Янниса Ксеннакиса в России везёт с переменным успехом. Их исполняют редко, однако, метко.  В этот раз повезло сочинению "Aroura" – это мощнейший сгусток агрессии стадионного размаха, технических запилов, достойных рок-музыки. Широчайший спектр используемых авангардных штрихов превратил исполнение в увлекательное зрелище. Для такой музыки и целого мира мало. Во вступительном слове Татьяна Гринденко отметила: "Ксенакис - настолько авангарден, что даже ветхозаветен. И настолько ветхозаветен, что даже авангарден". Стоит сказать, что с Ксенакисом у Гринденко особые и увлекательные отношения.

Татьяна Гринденко: У меня была очень интересная история, связанная с Ксенакисом. Я исполняла партию солиста в его оркестровом произведении "Dox-Orkh". Мы тогда много спорили с дирижёром, и, когда мы приехали играть концерт в Вену, он мне сказал: «Ну, подождите! Сейчас придет Ксенакис, он Вам покажет». Надо сказать, что Ксенакис был человеком некомфортным в общении. Однако мне казалось, что я точно понимаю, как надо исполнять это произведение. На концерт тогда Ксенакис так и не явился. Но! Лигети, тоже знаменитый авангардист, сделал запись этого концерта. Через несколько дней я получила потрясающее благодарственное письмо от маэстро Ксенакиса по поводу точности попадания в особенности его партитуры. Это меня очень ободрило. Позднее в 1994 году Ксенакис приезжал в Москву, я участвовала в авторских концертах. Мы невероятно тепло общались. Он был, как и все настоящие творческие люди, весьма необычной личностью, творцом. Поэтому угодить такому человеку, конечно, сложно. 

Татьяна Гринденко - основатель и музыкальный руководитель ансамбля Opus Posth

Тематическую арку концерта образовало финальное произведение: «Come in» Мартынова, обращенное к каждому, кто ищет путь к себе. Постукивание солиста по коробочке на фоне колокольчиков – приём, означающий неукротимое течение времени, напомнил о последних симфониях Прокофьева и Шостаковича, наполненных уже потусторонней мудростью. По словам Татьяны Гринденко, «каждый концерт имеет централизующую идею, отвечающую на вопрос «зачем?» Чтобы довести публику до состояния «come in», мне понадобились вся эта предыстория с музыкальными эпохами, чтобы люди открылись и услышали это «Войдите».

Послесловие

Так закончился первый сезон встреч с современным композитором Владимиром Мартыновым. Однако те, кто не успел по тем или иным причинам приобщиться к contemporary art, могут не расстраиваться. Генеральный директор галереи «Система» Екатерина Хольм заверила: Осенью мы продолжим наш цикл встреч «Vita Nova», где будем представлять различные интересные инсталляции и новейшие музыкальные произведения.  Также будут анонсированы концерты ансамбля Opus Posth. Вся эта история должна завершится презентацией оперы Мартынова «Vita Nova».  

Opus Posth

На мой вопрос о том, как движется работа над постановкой оперы «Vita Nova», Владимир Мартынов ответил: Наш оперный проект находится на стадии собирания. Всё станет более ясным в октябре, когда в Москву приедет Владимир Юровский. У него запланированы концерты с пианистом Валерием Афанасьевым. В идеале хотелось бы собрать интересных людей для осуществления этого проекта в рамках системы стаджионе.

Возможно, совсем скоро, где-то в Милютинском переулке в Москве забурлит творческая жизнь, обретут прибежище великие скитальцы современного искусства, появится собственная с индивидуальной историей «Фабрика», которая подарит миру нового Энди Уорхола, новую сенсацию и новую вечность.

Материал подготовила Елена Кравцун


Источник фото: http://sistema-gallery.ru

Ранее по теме: "Предвосхищая время, или Три причины услышать Владимира Мартынова" - о старте цикла встреч с крупнейшим композитором современности, писателем и виртуозным музыкантом Владимиром Мартыновым.

Вернуться к списку новостей