Серия фортепианных вечеров на петербургском фестивале «Звезды белых ночей» продолжилась феерическим сольным клавирабендом Алис Сары Отт – молодой немецкой пианистки с японскими корнями – в Концертном зале Мариинского театра. 

В тринадцать лет Алис Сара Отт была названа «самым перспективным исполнителем» на международном конкурсе пианистов в Хамамацу, а спустя два года, будучи самой молодой участницей Международного фортепианного конкурса Сильвио Бенгали, получила первую премию.

Алис Сара Отт сотрудничает с лучшими оркестрами Европы и Америки, выступает в престижных залах мира с сольными и камерными программами. Игре немецкой пианистки рукоплещут десятки тысяч слушателей со всего мира, ею восторгаются критики. Запись произведений Шопена, сделанная в октябре 2010 года, принесла ей награду «Лучший молодой исполнитель года» на церемонии Klassik Echo Awards. А в августе 2011 года вышел диск Отт с фортепианными сонатами Бетховена, высоко оцененный экспертами и любителями музыки.

В Петербурге на сцене Концертного зала Мариинского театра Алис Сара Отт записала новую сольную программу из произведений В.А. Моцарта, Ф. Шуберта и М. Мусоргского для лейбла Deutsche Grammophon, эксклюзивной артисткой которого пианистка является с 2008 года.

Представляем вашему вниманию эксклюзивное интервью Алис Сары Отт, которое пианистка дала корреспонденту радио «Орфей» Виктору Александрову в дни своих выступлений на фестивале «Звезды белых ночей».


Виктор Александров: Алис, скажите, пожалуйста, когда Вы поняли, что посвятите свою жизнь фортепианному искусству?

Алис Сара Отт: Я расскажу Вам небольшую историю. Когда мне было три года, мои родители отвели меня на один из концертов в Мюнхене. Невозможно описать эмоции и чувства, возникшие у трехлетнего ребенка от встречи с музыкой. Каждый ребенок по-своему пытается выразить, что он чувствует и передать это окружающим. Я сидела на концерте и неожиданно поняла, что музыка настолько обладает магической силой, что если вдруг я научусь говорить на языке музыки, я смогу наконец-то выразить свои чувства.

- Невероятно, как такое могло произойти с Вами, трехлетним ребенком?..

(смеется) Вы знаете, каждый раз, когда я рассказываю эту историю, многие недоумевают и удивляются. Ведь у каждого ребенка, на самом деле, есть такая проблема, – попытка выразить свои эмоции, но окружающие не могут его понять.

- Алис, Вас увлекает стихия музыкальных конкурсов?

Да, такой период трудно было миновать. Я принимала участие в нескольких важных фортепианных конкурсах, когда была моложе. Но я не отношусь к тому типу людей, которые учат музыку исключительно ради состязаний. Когда мне исполнилось семнадцать лет – это как раз тот возраст, когда уже можно принимать участие в таких престижных состязаниях, как конкурсы имени Чайковского, Шопена, – я поняла, что лучше выбрать иной путь музыкальной карьеры - просто давать концерты.

- А что для вас вообще означает концерт? Вы сторонница живых записей или работы в студии?

Вы знаете, очень непросто сравнивать эти виды деятельности. Ведь их цели очень отличаются друг от друга. Я предпочитаю все-таки живые концерты. Это всегда риск. Я беру на себя некоторую смелость, и мне это нравится. Цель концерта заключается совсем не в том, чтобы сыграть точно каждую ноту, меня больше привлекают переживания во время игры, те минуты вдохновения, которые ты вряд ли когда-то еще можешь испытать в жизни.

- А почему Вы выходите на сцену босиком? На моей памяти это второй случай после одного немецкого концерта скрипачки Патрисии Копачинской, которая тоже выходила играть без обуви…

(смеется) О, как Вы тонко подметили. Да, я хорошо знаю Патрисию. Правда, она играет босиком на ковре. Она играла с оркестром или камерную программу?..

- С оркестром. Все-таки, в этом что-то  есть? Расскажите…

Вообще, это тоже отдельная история. Три года назад я играла на старинном немецком инструменте – фортепиано Ференца Листа. До того момента я всегда выступала в обуви на высоких каблуках. А тут я внезапно поняла, что фортепиано настолько низкое, что я даже не могу поставить под него колени. Поэтому, я просто должна была снять обувь и играть босиком. Мне стало комфортно и свободно. Дома я всегда хожу босиком, и мне очень понравилась такая идея и на концертной сцене. Более того, когда ты носишь длинное платье, наверняка мало кто заметит, что у тебя нет высоких каблуков. Когда ты выходишь на сцену, становится так жарко, будто ты в сауне, и очень приятно ощущать ногами холод от пола.

- Алис, в настоящее время в мировой исполнительской практике наблюдаются разные тенденции интерпретации сочинений. Что Вам ближе: аналитический подход – рациональное восприятие, или эмоция, выраженная в звуке? В романтических произведениях Вас больше захватывает виртуозный стиль, или лирико-созерцательное начало?

Это две вещи, которые не могут существовать одна без другой. Нельзя стать музыкантом, не имея технических навыков; ни в коем случае нельзя выходить на сцену в лирическом состоянии. Какой же ты тогда музыкант, если ты не продумываешь и не можешь понять, что же ты хочешь выразить. Это и есть музыка – сочетание лирического начала и техники игры.

- Алис, скажите, пожалуйста, какой представляется Вам природа музыки Модеста Мусоргского в контексте европейской фортепианной традиции XIX столетия?

Мусоргский не был профессионалом. В то время существовало очень много структур и гармонических правил. Музыка Мусоргского – это, прежде всего, образ и звук. Те законы, которые композитор сам для себя создал, совершенно отличаются от тех нормативных правил, которые тогда бытовали в Европе. В «Картинках с выставки» речь идет не о том, что ты просто проходишь галерею рисунков, что это просто изображения. За этими картинами скрывается гораздо большее – политика и интриги. Мусоргский выразил свою эпоху. Он стал некоей фигурой, которая отражает события, происходившие в стране и важные для людей того времени.

- Алис, а если бы судьба вдруг забросила Вас на необитаемый остров, там бы был одинокий дом и рояль, но отсутствовали ноты. Без чьей музыки Вы не смогли бы обойтись?

Пожалуй, Бах… Без его музыки я не представляю свое творчество.

- А как Вы концентрируетесь в моменты продолжительных гастролей? Как Вы предпочитаете отдыхать перед новыми концертами?

У меня нет никаких особых приемов или ритуалов для концентрации. Я стараюсь меньше думать о предстоящих выступлениях, предпочитаю отдавать должное время сну, не ограничиваю себя в питании. Очень люблю путешествовать и знакомиться с культурами разных стран. Мне очень нравится такой стиль жизни.

 

Беседовал Виктор Александров

Вернуться к списку новостей