Зальцбург – это слово звучит как музыка. Собственно, Зальцбург и есть музыка. Это родина Моцарта, и не только. До него и одновременно с ним здесь жили и работали многие великие музыканты – например, Генрих Игнац Бибер, автор знаменитых «Библейских сонат», Михаэль Гайдн и другие.

Но Зальцбург – это не только музыка. Это единственный в своем роде старинный город-государство, один из религиозных центров Западной Европы, правитель которого, имея сан архиепископа, соединял в одном лице церковную и светскую власть.

А еще Зальцбург, расположенный на берегах довольно бурной реки Зальцах в окружении предгорий Альп – один из самых красивых городов мира, город-музей, где буквально каждое здание – живая история.

И все-таки сегодняшний Зальцбург – это прежде всего музыка. Туристы, приезжающие на родину Моцарта, увеличивают его население во много раз, и ежедневно заполняют многочисленные концертные залы. Паломничество достигает кульминации в дни знаменитого Зальцбургского фестиваля, который насчитывает уже без малого сто лет. Фестивальная публика в Зальцбурге особая. В основном это достаточно пожилые, успешные, богатые и очень богатые люди, которые могут позволить себе не только специально приехать на форум, но и потратить на отель и билеты тысячи евро. Поэтому количество Мерседесов, Порше, Феррари и Бентли с персональными водителями в дни фестиваля бьет европейские рекорды на душу населения, уверенно приближаясь к нашей Рублевке.

Зальцбургский фестиваль – Мекка не только для зрителей, но и для артистов. Приглашение выступить здесь для любого музыканта равносильно мировому признанию, причислению к избранным.


Чечилия Бартоли, оперная певица, художественный руководитель Троицкого фестиваля в Зальцбурге 2012 года

Во времена, когда фестивалем руководил Герберт фон Караян, у летнего фестиваля появился своеобразный спутник – небольшой по продолжительности Троицкий фестиваль. В последние годы им руководил Риккардо Мути, который представлял и обкатывал на нем свои новые проекты. Но поскольку маэстро Мути сейчас полностью сосредоточен на работе с Чикагским оркестром – а слушатели «Орфея» знают это лучше всех по нашим трансляциям московских концертов американского коллектива с итальянским маэстро – перед дирекцией встал вопрос о новом руководителе Троицкого фестиваля. Им стала выдающаяся певица Чечилия Бартоли, которая уже давно имеет вкус к продюсерской деятельности. Дебютировав в этом году, Бартоли с ходу превратила Троицкий фестиваль из Золушки в принцессу, поставив его вровень с основным, «большим» форумом – и по финансовым показателям (около 11 тысяч зрителей всего за четыре дня, почти 1 миллион 400 тысяч евро прибыли), и по звездным именам. Судите сами: великолепный барочный ансамбль «Жардино Армонико» во главе с Джованни Антонини, Анна Софи фон Оттер, Андреас Шоль, Йохен Ковальски, Филипп Жарусски, Владимир Федосеев, Веселина Казарова, Джон Элиот Гардинер, оркестр Баварского радио, Валерий Гергиев и оркестр Мариинского театра – кто еще, кроме Бартоли и Зальцбурга, способен собрать музыкантов такого масштаба одновременно в одном месте?

На протяжении четырех дней состоялись четыре концерта и несколько спектаклей, в том числе два представления оперы Генделя «Юлий Цезарь в Египте». В Западной Европе Троица, отмечаемая в этом году 28 мая – выходной день, поэтому не только в воскресенье, но и в понедельник состоялись по два концерта – утренний и вечерний.

Фестиваль целиком посвящен одной из самых легендарных и загадочных женщин в истории. Он озаглавлен «Клеопатра – в лабиринте эроса и власти». Чечилия Бартоли, называющая египетскую царицу женщиной с тысячью обличий, не только руководит фестивалем, но и блистает на нем в качестве главной звезды. Она исполнила главную партию в опере Генделя, дала сольный концерт вместе с «Жардино Армонико», а в последний день фестиваля, желая поддержать статус заключительного концерта, который был под угрозой срыва из-за внезапной болезни Анны Нетребко, несравненная Чечилия вновь вышла на сцену, чтобы сверх программы исполнить два моцартовских шедевра.

Но обо всем по порядку...


Cleopatra virtuosa / Pfingsten 2012: Cecilia Bartoli, Giovanni Antonini, Il Giardino Armonico / Фото - Hans Jörg Michel, http://www.salzburgerfestspiele.at/

Фестиваль выстроен в виде музыкальной перспективы. В первые дни здесь царствовало барокко – опера Генделя, отрывки из оперных сочинений Сарторио, Кастровиллари, Хассе, Грауна, написанных на сюжет о Клеопатре. Концерт Бартоли и «Жардино Армонико» под итальянским названием «Клеопатра виртуоза» состоялся в легендарном фестивальном зале Моцартеум, насчитывающем более чем столетнюю историю, что подчеркивало преемственность традиции. В исполнении барочной музыки итальянские музыканты сполна продемонстрировали свою фантастическую виртуозность и искусство, которому сегодня нет равных в мире. Чопорная аристократическая публика была доведена до состояния эйфории – пожилые дамы топали ногами и оглушительно свистели (в Европе это знаки восторга), устроив артистам длиннющую овацию. 


Giulio Cesare in Egitto / Whitsun 2012: Cecilia Bartoli (Cleopatra), Christophe Dumaux (Tolomeo) / Фото - Hans Jörg Michel, http://www.salzburgerfestspiele.at/

Но этот рекорд был перекрыт на представлении генделевского «Юлия Цезаря», прошедшем под названием «Клеопатра раффината». Сама Бартоли в роли Клеопатры, Андреас Шоль в роли Цезаря, Филипп Жарусски в партии Сеста, Анна Софи фон Оттер в роли его матери Корнелии, Кристоф Думо в партии брата Клеопатры, египетского царя Птоломея, наконец, звезда мировой оперы Йохен Ковальски в эпизодической роли служанки Клеопатры – этот звездный состав стал единой командой, что ярче всего проявилось в ансамблевых номерах. Дирижерская работа Джованни Антонини, поистине недосягаемая и по объему – опера длится более пяти часов, – и по своему художественному уровню, соединилась с дерзкой постановкой Моше Ляйзера и Патриса Корье, в которой всячески подчеркнута злободневность вечного сюжета, иронически обыграны символы и штампы современной культуры, намеренно доведенные в спектакле до уровня китча. Опера начинается со штурма натовского спецназа, Юлий Цезарь выезжает на сцену, уставленную пальмами и чучелами крокодилов, в бронированном Кадиллаке, Клеопатра, заманивающая Цезаря в свои любовные сети, устраивает для него шоу с полетами на натовской ракете в формате 3D, которое Цезарь смотрит в специальных очках, правители Египта – вначале Птоломей, а потом и сама Клеопатра, получив власть из рук Цезаря, тут же подписывают контракты на поставку топлива, и на сцене мгновенно появляются нефтяные вышки. Наконец, в финале спектакля на фоне пира счастливых победителей вновь проходит зачистка натовского спецназа, а в проеме распахнутого арьера сцены проезжает бронетранспортер, угрожающе направляя пушку на публику… Однако то, что в пересказе кажется откровенным китчем, на сцене не выглядит ни пошлым, ни грубым, поскольку сделано во вкусом и юмором.


Cleopatra tragica / Whitsun 2012: Vesselina Kasarova, Sir John Eliot Gardiner, Symphonieorchester des Bayerischen Rundfunks / Фото - Hans Jörg Michel, http://www.salzburgerfestspiele.at/

Миновав эпоху классицизма, фестиваль представил романтическую трактовку образа египетской царицы в концерте под названием «Клеопатра трагика» с участием оркестра и хора Баварского радио под управлением сэра Джона Элиота Гардинера и знаменитых славянских солистов – болгарского меццо-сопрано Веселины Казаровой и польского тенора Петра Бечалы. Открыла концерт шумановская увертюра к шекспировскому «Юлию Цезарю», за ней последовала лирическая сцена Берлиоза «Смерть Клеопатры», малоизвестная у нас в стране. Типичный для французского гения дефицит мелодизма с лихвой перекрывался оркестровыми новациями, которые создавали почти физическое ощущение ползущей змеи и наступающей смерти. Казарова поистине царила и блистала в этой сцене, подтвердив свой статус мегазвезды. Несмотря на несколько тусклую на этом фоне музыку кантаты Брамса «Ринальдо», составившую второе отделение, публика была в восторге от мастерства солистов, знаменитого баварского оркестра и английского маэстро.

Помимо официального названия нынешнего Троицкого фестиваля в Зальцбурге, ставшего дебютом Чечилии Бартоли в должности художественного руководителя, форум было бы вполне уместно снабдить подзаголовком: «Русские идут». И дело не только в наших соотечественниках в зрительном зале, которые, согласно сведениям дирекции, впервые в истории фестиваля сравнялись по количеству купленных билетов с американцами. В числе приглашенных звезд форума: Владимир Федосеев, Валерий Гергиев, оркестр Мариинского театра, Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Алексей Тановицкий, в афишах – музыка Антона Рубинштейна, Сергея Прокофьева, мировая премьера нового сочинения Родиона Щедрина…


Cléopâtre / Whitsun 2012: Vladimir Fedoseyev, Sophie Koch, Sandrine Piau, Ludovic Tézier / Фото - Hans Jörg Michel, http://www.salzburgerfestspiele.at/

Владимир Федосеев с блеском продирижировал оперой Жюля Массне «Клеопатра» с участием оркестра зальцбургского Моцартеума и сильной команды солистов во главе с Софией Кох. Чувственная, роскошная по мелодизму и полная драматизма музыка Массне увлекла зрителей. Это сочинение полностью принадлежит позднеромантической эпохе, хотя написано в 1914 году, когда уже прозвучали многие произведения Дебюсси и Равеля, Шенберга и Берга, прошла скандальная премьера «Весны священной» Стравинского… На этом фоне некоторые эпизоды оперы французского мастера сегодня слушаются анахронизмом. Однако, видимо, требуется особое мужество и выдержка, чтобы сохранить свой стиль в эпоху всяческих переломов и новаций.

Честь закрывать фестиваль Чечилия Бартоли предоставила Валерию Гергиеву и оркестру Мариинского театра. Как я уже упоминал, она лично вышла на сцену, чтобы в дополнение к программе спеть два сочинения Моцарта – арию Cеста из оперы «Милосердие Тита» и мотет «Excultate, jubilate». Этот жест был мотивирован желанием восполнить отсутствие Анны Нетребко, заболевшей бронхитом. Выступление Бартоли стало кульминацией концерта, вызвав шквал аплодисментов и стоячую овацию зала.

На этом фоне несколько померкли остальные сочинения программы, названной «Клеопатра ориентале» – интересная с исторической точки зрения, но весьма слабая по музыке увертюра Антона Рубинштейна «Антоний и Клеопатра», балетная музыка из оперы Гуно «Фауст», также не отмеченная печатью гениальности. Однако главной интригой вечера стала мировая премьера драматической сцены Родиона Щедрина «Клеопатра и змея» на шекспировский текст из трагедии «Антоний и Клеопатра» в русском переводе Бориса Пастернака. Предпремьерный ажиотаж дополнялся ожиданием того, как справится со сложнейшей партией заменившая Анну Нетребко восходящая звезда Мойка Эрдман, – ведь ноты она получила за 3-4 дня до концерта! Немецкая певица с блеском исполнила сцену Щедрина, музыка которой своими новациями и физиологизмом парадоксально перекликалась с сочинением Берлиоза, написанным, кстати, в том же жанре. Присутствовавший в зале вместе с супругой, великой балериной Майей Плисецкой, автор растроганно благодарил публику, устроившую ему овацию, и Чечилию Бартоли, преподнесшую ему роскошный букет.

Достойным заключительным аккордом фестиваля стало исполнение музыки Прокофьева к легендарному спектаклю Александра Таирова «Египетские ночи». Валерию Гергиеву и мариинцам удалось воплотить замечательную прокофьевскую партитуру гораздо глубже и убедительней, чем это сделал Лондонский филармонический оркестр под управлением Владимира Юровского на недавнем фестивале Мстислава Ростроповича. Неизмеримо более ярко на сей раз прозвучал и актерский дуэт – вместо Константина Хабенского партнером Чулпан Хаматовой стал Евгений Миронов, чья мощная харизма, голос и темперамент заполнили собой весь огромный фестивальный зал.

Безусловно, какой-то части зрителей было сложно воспринимать подряд непростые сочинения Щедрина и Прокофьева на русском языке, и они потянулась к выходу. Однако это ничтожное меньшинство не смогло ни скомкать праздник, ни погасить энтузиазм остальной публики, которая долго не отпускала со сцены звезд российской музыки и театра.

Троицкий фестиваль в Зальцбурге уже стал историей. Впереди грандиозный летний марафон с участием целого созвездия выдающихся мастеров со всего мира, а не за горами Троицкий фестиваль 2013 года, чья тема обозначена как «Жертва». Программа уже опубликована, но мы сохраним интригу.

Радиостанция «Орфей» сердечно благодарит дирекцию Зальцбургского фестиваля за впервые предоставленную нам возможность официально освещать главный мировой форум классической музыки. Мы надеемся, что и в дальнейшем сможем рассказывать вам о событиях этого замечательного праздника.

Роман Берченко из Зальцбурга, специально для Радио «Орфей».

Вернуться к списку новостей