Мы с вами отправляемся в живописные рейнские города – Кельн и Эссен.

Один из знаменитых барочных музыкальных коллективов Германии камерный оркестр «Кончерто Кельн» выступил в минувшее воскресенье на сцене Кельнской филармонии.

Оркестр был создан в 1985 году, тогда он состоял из выпускников консерваторий со всей Европы. В обширном репертуаре коллектива музыка разных эпох и стилей – от раннего барокко до романтизма. Оркестром «Кончерто Кельн» в свое время руководили такие признанные мэтры аутентичного исполнительства, как Рене Якобс, Айвор Болтон, Райнер Экхардт. Коллектив участвует во многих фестивалях старинной музыки, в том числе и в Кельне, где с 1992 года регулярно проходит собственный фестиваль аутентичного исполнительского искусства.

Сегодня Кончерто Кельн играет под управлением концертмейстера – молодой японской скрипачки Маюми Хирасаки.

Программа нынешнего выступления кельнских музыкантов в своем роде уникальна. Она была посвящена Музыке Дрезденской капеллы.

В XVIII веке Дрезденская капелла принадлежала к ведущим инструментальным ансамблям Европы. Основанная в 1548 году, еще в XVII веке Капелла пережила пору первого расцвета под руководством Генриха Шютца. Для Дрезденской капеллы писали многие известные композиторы конца XVII–первой половины XVIII веков: Иоганн Георг Пизендель, Антонио Вивальди, Иоганн Фридрих Фаш и Георг Филипп Телеман.

Оркестр «Кончерто Кельн» исполнил музыку этих композиторов, в качестве приглашенной солистки выступила австрийская скрипачка японско-немецкого происхождения Мидори Сайлер.

Мидори Сайлер: «Я впервые играю с Concerto Köln, раньше мне никогда не доводилось играть подобные сочинения. К этой программе я очень долго готовилась: изучала авторские рукописи концертов, специально ездила знакомиться с нотным архивом сочинений в Дрезденскую библиотеку. Безусловно, подобные программы концертов обогащают творческую индивидуальность каждого музыканта». 

Мидори Сайлер солировала в скрипичных концертах Иоганна Георга Пизенделя и Георга Филиппа Телемана. Ее отличают безукоризненное чувство стиля, мастерское владение инструментом. Скрипачке свойственна особая раскованность на сцене, в ансамбле с «Кончерто Кельн» она чувствовала себя совершенно естественно и свободно. Оркестранты также продемонстрировали свое мастерство и вдохновение. Ансамбль «Кончерто Кельн» отличает высочайшая исполнительская культура, аристократизм и беззаветное служение музыке старых мастеров. Аутентичная манера исполнения, присущая этому оркестру, словно бы привнесла в прочтение барочных сочинений дыхание полифонической музыки Средневековья. 

Не менее интригующим событием стали выступления в Кельне одного из лучших коллективов Германии – Лейпцигского Гевандхауз оркестра под управлением главного дирижера Риккардо Шайи.

Нынешнее весеннее турне коллектива открылось концертами в Нидерландах, Бельгии и Люксембурге, и продолжается сейчас в городах Германии, Венгрии и Испании.

Риккардо Шайи всегда ставит во главу угла качество исполнения. За какое бы произведение не брался этот Мастер, гарантирован высокий художественный результат. Не стали исключением прошедшие в эти выходные концерты в Кельне и Эссене.

Давид Ведель, концертмейстер 2-х скрипок оркестра лейпцигского  Гевандхауза: «Оркестр имеет свои традиции. Это касается в первую очередь звука. Музыканты в этом коллективе всегда играют на пределе человеческих возможностей, поэтому любому исполнению присущ высокий эмоциональный градус. Видимо, это стало одной из причин появления в оркестре Гевандхауза Риккардо Шайи. Этот музыкант преданно и честно относится к своей работе, он требует безукоризненной выучки материала и достигает поставленных целей. Маэстро всегда предлагает нам свежие идеи в трактовке того или иного произведения, он четко знает, над чем следует работать в определенный момент. В то же время, он дает возможность каждому из солистов оркестра выразить свою личность». 

В Кельнской филармонии оркестр Гевандхауза исполнил Первый концерт для фортепиано с оркестром Мориса Равеля (солистка Элен Гримо) и Четвертую симфонию Густава Малера.


Партитура Концерта Равеля засверкала яркими красками. Элен Гримо полностью вжилась в музыку любимого ею композитора – рояль звучал естественно и интеллигентно, без излишнего пафоса. Прозрачный аккомпанемент оркестра в адажио, наполненном хрупкой лирикой, контрастировал с напряженными крайними частями произведения: хлесткие ритмы и остро диссонантные гармонии ясно предсказывали грядущие трагические события военных лет (концерт написан М.Равелем в начале 1930-х гг.). Музыканты точно отразили эту гамму тревожных настроений.

Однако кульминацией программы, безусловно, стала Четвертая симфония Густава Малера.

В течение ближайших концертных сезонов Риккардо Шайи с Лейпцигским Гевандхауз оркестром записывает цикл симфоний австрийского композитора. В кельнском концерте маэстро прожил в музыке Четвертой симфонии Малера целую жизнь. Риккардо Шайи добился от оркестрантов эмоциональной наполненности и, в то же время, безукоризненной точности исполнения, бережного и внимательного отношения к каждому штриху и нюансу партитуры.

Риккардо Шайи: «Оркестр Гевандхауза – один из самых старейших в мире, он имеет 250-летнюю историю. Я считаю, что красота звучания оркестра в симфониях Малера состоит, прежде всего, в том, что артисты исповедуют позднеромантический стиль игры. Матовые струнные, типичный мягкий протяжный звук духовых инструментов – тембровая палитра достигает невероятной прозрачности. Особенно эти элементы звучания оркестра характерны для малеровских партитур. Артур Никиш, Бруно Вальтер были великими интерпретаторами сочинений Малера в Лейпциге. И затем Курт Мазур и Вацлав Нойман продолжили эту линию. И сейчас это продолжается. Так что Малер постоянно присутствует в нашем репертуаре, оркестр находится в его Вселенной».

На следующий день оркестр Гевандхауза дал концерт в зале Филармонии в Эссене. Прозвучали Третья симфония И.Брамса и Концерт №1 для скрипки с оркестром Д.Шостаковича. Солистом выступил греческий скрипач Леонидас Кавакос, хорошо известный российским слушателям по концертам в Москве и Санкт-Петербурге.

Риккардо Шайи придает немаловажное значение соседству произведений Шостаковича и Малера в программе нынешних гастролей оркестра.

Риккардо Шайи: «Я думаю, это очень непростые произведения, и необходимы очень высокое мастерство и силы, чтобы играть их в одной программе. Если говорить об истории оркестра Гевандхаус, то первый концерт Шостаковича на Западе состоялся в 70-х годах в Лейпциге, дирижировал Курт Мазур. Так что это был действительно очень важный период, прежде всего для самого Шостаковича. В те годы он был уже не совсем здоровым человеком, но его музыка, исполнявшаяся за пределами Советского Союза, вселяла в него луч надежды».

Потрясающий контакт солиста Леонидаса Кавакоса с Гевандхауз оркестром не прерывался ни на секунду, финальная часть концерта - Бурлеска буквально захлестывала зал своим фатальным вихрем эмоций.

Виктор Александров, Кельн – Эссен (Западная Германия), специально для радио «Орфей».

Вернуться к списку новостей