Избран куратор Пятой Московской биеннале современного искусства. 28 мая 2012 года Министерство культуры Российской Федерации утвердило в этом качестве кандидатуру Катрин де Зегер (Catherine de Zegher) – куратора, редактора, критика, художественного руководителя Сиднейской биеннале-2012, приглашенного куратора нью-йоркского Музея современного искусства и Фонда Тапиеса в Барселоне. В прошлые годы Катрин де Зегер занимала должности исполнительного директора и главного куратора в Центре рисунка в Нью-Йорке (The Drawing Center, New York) и выставочного директора в Художественной галерее Онтарио (Art Gallery of Ontario).

Пятая Московская биеннале современного искусства пройдет в сентябре-октябре 2013 года при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и правительства Москвы. Комиссаром и художественным руководителем биеннале, как и в прошлые годы, является Иосиф Бакштейн.

Первая Московская биеннале состоялась в январе-феврале 2005 года. Она продемонстрировала открытость России мировым художественным тенденциям. Первую российскую выставку современного искусства такого масштаба представила международная кураторская группа. В экспозиции биеннале участвовали актуальные художники разных стран, имена многих из них впоследствии стали известны во всем мире. Основной проект под названием «Диалектика надежды», куда вошли работы 45 художников, экспонировался в здании бывшего Музея Ленина. Также в Москве в рамках биеннале было открыто около 20 специальных выставок. Первую Московскую биеннале посетили около 100 тысяч человек.

Вторая Московская биеннале современного искусства состоялась в марте 2007 года. Выставку, названную «Примечания: геополитика, рынки, амнезия», как и Первую биеннале, готовила группа международных кураторов. Во Второй биеннале участвовали около 100 художников. Главными площадками стали башня «Федерация» в строящемся центре «Москва-Сити» и новый корпус ЦУМа. Основной проект биеннале и более 40 специальных посетили 230 тысяч человек.

Третью Московскую биеннале современного искусства 2009 года готовил один куратор – Жан-Юбер Мартен. В основном проекте «Против исключения», который проходил в Центре современной культуры «Гараж», участвовали 78 художников. В рамках биеннале были показаны 50 специальных проектов. Третья Московская биеннале побила все рекорды посещаемости: только основной проект посетили более 100 000 человек, заставив организаторов продлить выставку.

Куратором Четвертой Московской биеннале современного искусства стал Петер Вайбель. Основной проект «Переписывая миры», в котором приняли участие 65 художников и 16 художественных групп из 33 стран мира, был представлен на двух площадках: в Центре дизайна ARTPLAY и в пространстве ЦУМ Art Foundation. Основной проект посетили 70 тысяч человек. Четвертая биеннале побила рекорд по количеству специальных проектов: в 2011 году в программу биеннале вошли 65 выставок.

Продолжая успешный опыт приглашения единственного куратора, экспертным советом Московской биеннале, созданным в начале 2012 года, было рассмотрено шесть заявок кандидатов на должность куратора Пятой Московской биеннале современного искусства. На основе рекомендации членов совета Министерство культуры утвердило кандидатуру Катрин де Зегер.

Иосиф Бакштейн, комментируя выбор куратора, подчеркнул: «Впервые куратором такого масштабного проекта, как Московская биеннале, станет женщина. У Катрин де Зегер уникальный опыт кураторской работы в самых различных структурах (частных, общественных, государственных) и огромный опыт сотрудничества с художниками разных поколений, разных стран и континентов, использующих различные изобразительные языки. К тому же ей особенно близка тема равноправия. Основательно изучая историю искусств XX века, она делает упор в том числе и на отличительные особенности оптики взгляда художников-женщин».

Среди многочисленных работ (выставок и публикаций) Катрин де Зегер, получивших международное признание: «Америка: Невеста Солнца. 500 лет Латинской Америки и Нидерландов» (America: Bride of the Sun. 500 Years of Latin America and the Low Countries) (1992) в Королевском музее изящных искусств в Антверпене; «Внутри видимого, эллиптический срез искусства двадцатого века в отношении, по поводу и исходя из женственности» (Inside the Visible. An Elliptical Traverse of Twentieth-Century Art in, of, and from the Feminine) (1994–1996) в Институте современного искусства в Бостоне и др.

Ряд выставок, куратором которых была де Зегер, получили престижные международные премии AAMC (Ассоциация музейных кураторов) и AICA (Международная ассоциация художественных критиков), в их числе: «Ева Гессе. Рисунки» (Eva Hesse Drawing) (2006); «3 х Абстракция: Новые методы рисунка, Хильма аф Клинт, Эмма Кунц и Агнес Мартин» (3 x Abstraction: New Methods of Drawing by Hilma af Klint, Emma Kunz, and Agnes Martin) (2005); «О линии. Рисунок в двадцатом веке (On Line: Drawing Through the Twentieth Century) (2012).

В 1997 году на XLVII Венецианской биеннале де Зегер была комиссаром бельгийского павильона, а в 2013 году она станет куратором австралийского павильона.

В Москву Катрин де Зегер приедет осенью 2012 года, чтобы принять участие в пресс-конференции. О месте, времени и других подробностях пресс-конференции будет сообщено дополнительно.


В состав экспертного совета Московской биеннале современного искусства вошли:

·  Иосиф Бакштейн (искусствовед, комиссар Московской биеннале)

·  Даниель Бирнбаум (искусствовед, художественный критик, директор Стокгольмского музея современного искусства / Moderna Museet)

·  Яра Бубнова (художественный критик, куратор, директор Института современного искусства в Софии)

·  Жан-Юбер Мартен (искусствовед, куратор, бывший руководитель Центра Помпиду)

·  Ханс-Ульрих Обрист (искусствовед, куратор, художественный критик, содиректор лондонской Галереи Серпентайн / Serpentine Gallery)


>> Концентрация современного искусства: мини экскурс по Основному проекту IV Биеннале современного искусства

>> «Парниковый эффект» Олега Кулика - О проекте художника Олега Кулика в рамках III Биеннале современного искусства

Вернуться к списку новостей