27 апреля в день памяти Мстислава Ростроповича на сцене Колонного зала Дома Союзов ярким финальным аккордом – концертом оркестра Национальной Академии Санта Чечилия под управлением сэра Антонио Паппано завершился Третий международный фестиваль Мстислава Ростроповича. Музыкальный форум продолжался в течение месяца и снискал невероятный успех и внимание у многочисленной аудитории.


Напомним, что в этом году музыкальный мир отмечает 85-летие Мстислава Ростроповича. Московский фестиваль - это лишь часть грандиозного проекта, включающего не только регионы России: Саратов, Воронеж, Нижний Новгород, Самару и Оренбург, но и ближнее зарубежье: Баку (ежегодный Зимний фестиваль), а также города  Швейцарии, Германии, Италии и Франции. Там выступят и знаменитые оркестры, и дирижеры, и стипендиаты фонда Мстислава Ростроповича. Ведь продвижение молодых исполнителей – одна из целей фестивальной программы.

В течение месяца в Колонном зале Дома Союзов и Большом зале консерватории выступили: оркестр де Пари во главе с Пааво Ярви, римский оркестр национальной академии Санта Чечилия под управлением сэра Антонио Паппано, Лондонский филармонический оркестр со своим главным дирижером Владимиром Юровским, Академический симфонический оркестр Нижегородской филармонии им. Ростроповича вместе с главным дирижером Александром Скульским, Государственный академический симфонический оркестр России им. Е.Светланова под управлением немецкого дирижера Андреаса Вайзера, а также Заслуженный коллектив России оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова, который выступил вместе с итальянскими солистами – виолончелистом Энрико Диндо и пианистом  Алессио Баксом. Любители джаза услышали живое выступление легендарного биг-бэнда Диззи Гиллеспи.

Слушатели стали свидетелями уникального в своем роде «Парада виолончелей» – музыкального приношения Мстиславу Ростроповичу. В специальной программе участвовали ученики и коллеги великого музыканта: Давид Герингас, Иван Монигетти, Кирилл Родин, Денис Шаповалов и Борис Андрианов.  

После сравнительно долгого перерыва к сольной карьере вернулся и наш соотечественник, выдающийся скрипач Максим Венгеров, которого связывали узы многолетней творческой дружбы с Мстиславом Ростроповичем. Он провел блистательный концерт с пианистом Вагом Папяном. Запись этого вечера, как и других лучших концертов фестиваля, можно будет услышать буквально на днях на волнах радио «Орфей». Они будут представлены в специальном проекте в рамках нашей вечерней рубрики «Концертный зал».

И даже московские гастроли Чикагского симфонического оркестра под руководством Риккардо Мути не остались в стороне от имени Ростроповича. Итальянский маэстро, обращаясь к аудитории Большого зала консерватории, посвятил оба своих вечера памяти великого музыканта.

Концерты фестиваля Ростроповича посетили десятки тысяч слушателей, для многих встречи с великой музыкой и прославленными артистами стали настоящим откровением.

27 апреля в день памяти артиста состоялась гражданская панихида, возложение цветов к могиле Ростроповича, а вечером Колонный зал посетили вдова маэстро примадонна российской оперной сцены Галина Вишневская вместе с дочерью Ольгой Ростропович, президентом фестиваля.

Ольга Ростропович: «27 апреля  исполнилось пять лет, как не стало папы, но, для нас это не грустный день, а праздник жизни. Мы отдаем честь этому великому человеку,  который всегда будет объединять нас  музыкой, еще раз нам доказывая то, что музыка лечит всех и всегда». 

С первых минут в зале воцарилась неповторимая, теплая атмосфера, создававшая эффект присутствия рядом с нами великого музыканта.


Оркестр Национальной Академии Санта Чечилия под управлением своего главного дирижера сэра Антонио Паппано порадовал публику изысканной программой. Вечер открыла живописная Симфоническая прелюдия для оркестра Джакомо Пуччини, затем последовало феерическое исполнение Третьего фортепианного концерта Сергея Прокофьева с участием молодой китайской пианистки Южи Ванг.

Южа Ванг: «Я впервые в Москве, очень счастлива находиться здесь, участвовать в этом прекрасном фестивале Ростроповича. С маэстро Антонио Паппано я уже много работала, в том числе и в Италии. Он великолепный дирижер и учитель. До  сих пор на каждом концерте я черпаю от него очень много информации, с каждой репетиции стараюсь вынести для себя что-то новое. Я обожаю русскую музыку, люблю творчество русских композиторов, в том числе произведения А. Скрябина и С. Прокофьева. 

Музыка его Третьего фортепианного концерта, как и множество других опусов Прокофьева, очень близка мне по духу. В YouToube я видела запись, как сам Прокофьев играет Третий концерт с Лондонским симфоническим оркестром. Безусловно, он великолепный исполнитель. Эта музыка напоминает мне о «Ромео и Джульетте», о той музыке для балета, которую он писал. Я слушаю ее, и вижу балетные движения, какие-то прыжки. Эта музыка очень дикая и яркая, и в то же самое время она преисполнена лирики. Я бы сказала, что Третий концерт для фортепиано с оркестром наиболее классическое произведение Прокофьева с точки зрения исполнительского мастерства, позволяющее достичь перфектности исполнения». 

Антонио Паппано остался доволен своим очередным визитом в Москву; работать со знаменитым итальянским оркестром, с которым когда-то сотрудничал Мстислав Ростропович, для маэстро вдвойне приятно. 

Сэр Антонио Паппано, итальянский дирижер: «Я думаю, самое главное это показать лицо оркестра, показать именно то, что там играют  люди из Средиземноморья. Вместе мы уже работаем над какими-то техническими  моментами, совершенствуем звук. Ведь самое главное в оркестре – слушать, понимать и прислушиваться друг к другу. В римском оркестре очень много молодых музыкантов, поэтому, я уверен, звуку этого коллектива присуща свежесть звучания, нечто яркое и необычное. Я думаю, что именно в этом специфика оркестра.

С Мстиславом Ростроповичем мы были знакомы лично. Это был невероятный человек, у него было исключительное чувство юмора и огромный талант. Я очень горжусь тем, что именно мне вместе с оркестром Национальной Академии Санта Чечилия выпала честь закрывать фестиваль Ростроповича в Москве. Для меня еще важно и то, что Маэстро работал с этим оркестром, дирижировал множество программ, он очень хорошо знал этот оркестр».

Концерт завершила Девятая симфония Антонина Дворжака «Из Нового Света», связанная с впечатлениями американской поездки композитора.

Благодаря невероятной дирижерской харизме сэра Антонио Паппано, Оркестр Национальной академии Санта Чечилия звучал превосходно: линии партитуры были рельефно очерчены и детально проработаны, выверены все штрихи и нюансы в этой прекрасной славянской музыке.

В следующем 2013 году фестиваль Мстислава Ростроповича снова распахнет свои двери и подарит немало сюрпризов, встреч со знаменитыми дирижерами, оркестрами и исполнителями. По уровню и размаху нынешнего форума совершенно очевидно, что международный музыкальный фестиваль Ростроповича отныне стал одним из главных событий в музыкальной жизни России. По признанию его президента и художественного руководителя Ольги Ростропович, проекты программ будущих концертов уже спланированы, однако держатся в строжайшем секрете, что еще больше подогревает интерес к событиям ежегодного весеннего действа, посвященного великому музыканту и гражданину Мстиславу Ростроповичу.

 Виктор Александров из Колонного зала Дома Союзов специально для р/ст «Орфей»


Фото - Александр Куров (Источник: Официальный сайт III Международного фестиваля Мстислава Ростроповича - http://rostropovichfestival.ru/) 

Вернуться к списку новостей