На исторической  сцене Большого театра состоялась торжественная церемония вручения национальной театральной премии «Золотая маска».

Вечер начался с могущественных аккордов увертюры оперы Глинки «Руслан и Людмила».  Ведущие церемонии – современная богиня русского балета Ульяна Лопаткина и фактурный бас Мариинки Ильдар Абдразаков  –  образовали обаятельный тандем. Сценаристом празднества выступила Нина Чусова, известный режиссёр-новатор. 

Долгожданное оглашение победителей в жанре «Опера» предварило страстное выступление Ильдара Абдразакова, спевшего арию Алеко из одноимённой оперы Сергея Рахманинова. Вручать «маски» были призваны Владислав Пьявко и Вероника Джиоева.

В конкурсной гонке участвовало 11 оперных спектаклей, порой диаметрально противоположных по стилистике: от насыщенной глубоким психологизмом «Аиды» Мариинского театра  до мистических «Сказок Гофмана» Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко. Густую концентрацию из классических произведений музыкального театра («Аида» Верди, «Богема» Пуччини, «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Мадам Баттерфляй»  Пуччини и «Сказки Гофмана» Оффенбаха) разбавили оперы, написанные в XX столетии («Любовь к трём апельсинам» Прокофьева, «Мёртвые души» Щедрина, «Сон в летнюю ночь» Бриттена). Опера «Любовь к трём апельсинам»  Сергея Прокофьева вообще участвовала в двух постановках – Детского музыкального театра им. Н. Сац, Москва и Театра оперы и балета Екатеринбурга. С уверенностью можно сказать, что 2012 год в России стал годом Прокофьева. Этот факт подтверждает и программа нынешнего Пасхального фестиваля, в которой маэстро Валерий Гергиев задумал исполнить не только общеизвестные произведения этого гения, но и ранее никогда не звучавшие. XXI век в оперном жанре был скромно представлен одной постановкой – двухчастным спектаклем «От Петербурга до Миргорода» композиторов Кузнецова и Банщикова.  

Основная борьба развернулась между двумя главными театрами страны: Большим и Мариинским. Абсолютным рекордсменом по количеству номинаций стал Большой театр, который с открытием Исторической сцены переживает настоящий Ренессанс.  24 номинации – согласитесь, впечатляющая цифра! Большинство критиков прочили победу в главной номинации «Лучший оперный спектакль» смелой постановке Кирилла Серебренникова - «Золотому петушку». Однако жюри конкурса распорядилось иначе и заветная «маска» отправилась в Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко за спектакль «Сказки Гофмана». Дирижёр Евгений Бражник, под управлением которого рождались эти чарующие звуки, также стал «Лучшим дирижёром».

Интригу оскаровского масштаба содержала следующая номинация, в которой было представлено целое созвездие имён. Среди десяти претендентов на звание «Лучшего оперного режиссёра» были: Василий Бархатов, Арно Бернар, Георгий Исаакян, Михаил Панджавидзе, Даниэле Финци Паска, Александр Петров и Кирилл Серебренников, Александр Титель, Уве Шварц, Клаудиа Шолти. Жюри, наверняка, нелегко было сделать свой выбор. Победителем в этой номинации стал Георгий Саакян  за спектакль «Любовь к трём апельсинам» Детского музыкального театра им. Н. Сац, Москва. Надо сказать, что это не первая «Золотая маска» Саакяна. В 2008 году он уже удостаивался награды в этой номинации за спектакль Клаудио Монтеверди «Орфей».

Лучшей исполнительницей женской роли стала Альбина Шагимуратова за главную, сложнейшую в вокальной истории, партию в опере «Лючия де Ламмермур» Гаэтано Доницетти. Этот год принёс Шагимуратовой не один звёздный час. Ещё не стихли споры о её Людмиле в скандальной постановке Большого театра бессмертного шедевра Глинки.  Среди мужчин лучшим стал Уиллард Уайт, сыгравший Боттома в опере «Сон в летнюю ночь» Бенджамена Бриттена.

Ещё до того, как итоги конкурса были подведены,  под эгидой фестиваля «Золотая маска» состоялся круглый стол «Современному театру – современная опера». В жаркой дискуссии участвовали известный музыкальный критик Юлия Бедерова , музыкальный критик, главный редактор журнала «Opera Musicologica», доцент Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Ольга Манулкина, театральные режиссёры-постановщики Андрейс Жагарс и Василий Бархатов, а также композиторы Леонид Десятников, Сергей Невский и Дмитрий Курляндский. Курировал беседу театральный критик и музыковед Дмитрий Ренанский

По замыслу организаторов этот круглый стол должен был стать первой масштабной попыткой осмысления сложившейся ситуации в музыкальном театре. В своих вступительных словах Дмитрий Ренанский говорил о том, что современная опера по сей день пребывает в маргинальном состоянии и существует на окраине отечественных культурных процессов. Парадокс состоит в том, что все знают о наличии проблемы, но не пытаются говорить о ней.  В этом смысле нынешняя дискуссия дала некий старт для размышлений о дальнейшей судьбе русской оперы.

Предварил беседу краткий экскурс в историю постановок современной оперы на российской сцене за последние десять лет, осуществлённый совместными усилиями Дмитрия Ренанского и Юлии Бедеровой.  

Юлия Бедерова: «Первая веха в новейшей истории -  это 2001 год,  опера «Царь Демьян», написанная пятью авторами. Среди них: Иродиада Юсупова, Владимир Николаев, Вячеслав Гайворонский, Леонид Десятников и ТПО «Композитор» с участием Петра Поспелова, который выступил инициатором и автором-составителем этого произведения. В 2005 году по заказу Большого театра была написана опера Леонида Десятникова «Дети Розенталя» на либретто Владимира Сорокина, постановку которой осуществил режиссёр Эймунтас Някрошюс. В обсуждаемом ряду это самое масштабное и убедительное событие. В свою очередь Мариинский театр заказал оперу Владимиру Мартынову, премьера которой так и не состоялась вследствие отказа в участии одного из фигурантов. В Москве были исполнены лишь фрагменты из этого сочинения. Наконец, полнокровная премьера «Vita Nuova» по мотивам поэмы Данте состоялась в Лондоне под управлением Владимира Юровского. До России докатилось лишь эхо героизма и скандала. В 2008 году произошли целых два события: сценическая версия оперы Щедрина «Очарованный странник» и постановка «Братьев Карамазовых» Александра Смелкова».

Дмитрий Ренанский: «Если говорить о важных региональных осуществлённых проектах, то нельзя не вспомнить премьеру оперы Владимира Кобекина «Молодой Давид» в Новосибирске. С этого спектакля началась громкая слава Дмитрия Чернякова. Пример Кобекина весьма знаменателен. На сегодняшний день он  -  чемпион среди композиторов по количеству постановок в государственных театрах. «Гамлет» в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко, оперный диптих, который идёт на сцене театра Покровского, и прошлогодняя премьера спектакля «Кошкин дом» в театре Наталии Сац.  В Перми важную деятельность в этой области осуществлял Георгий Исаакян, благодаря которому стали возможны многие постановки. К примеру, «Один день из жизни Ивана Денисовича» Александра Чайковского. Пермь долгое время оставалась центром современной оперы в России. В столице в последнее время наблюдается процесс выхода современной оперы за рамки государственных театров. Опера звучит на независимых, альтернативных площадках. Практически параллельно в Москве и Петербурге осуществились важные проекты. В Москве  - фестиваль Теодора Курентзиса «Территория» на базе Центра современного  искусства «Винзавод», на котором состоялись премьеры оперы Алексея Сюмака «Станция» и сценической кантаты Андреаса Мустукиса «Богиня из машины». В Петербурге на базе Института ProArte сформировалось движение HomeLess Opera – «Бездомная опера», идея которого как раз и состояла в освоении необычных пространств. В девяностые и нулевые годы сформировался некий феномен. Важные для современного музыкального процесса русские композиторы пишут произведения на заказ не для отечественных театров, а для зарубежных Домов. К примеру, Владимир Торнапольский написал оперу «Когда время выходит из берегов»  по «Трём сёстрам» Чехова для Мюнхенского биеннале, а мультимедиаоперу «По сторону тени» по Платонову для Бетховенского фестиваля. Из недавних примеров, это «Алиса в стране чудес» Кнайфеля и «Собачье сердце» Раскатова, поставленные в Амстердаме».

Существование современной оперы неотделимо от процессов, происходящих с отечественной современной музыкой вообще. О некоторых национальных особенностях бытования современной музыки рассказал композитор Дмитрий Курляндский, который только недавно выиграл крупный оперный конкурс в Граце.

Дмитрий Курляндский: «Я только что завершил для Пермского театра оперу «Носферату». Известный режиссёр Борис Юхананов просит от меня ни много ни мало  - десять опер. При взгляде из композиторского цеха ситуация с оперой не кажется слишком унылой. Однако при взгляде на современную музыку в целом, обнаруживается, что всё происходящее в этой сфере – плод активности самих композиторов, заинтересованных в своём продвижении. К примеру, почти целое десятилетие жизнь современной музыки ассоциировались лишь с Владимиром Тарнопольским, который безумно много делает в этой сфере в России. Также в этом ряду можно назвать Юрия Каспарова, Виктора Екимовского и АСМ, также формацию СОМА. Я совместно с Невским и Филановским издавал журнал о современной академической музыке, который выдержал девять номеров. Поддержки со стороны государства не было никакой. Возможно, потому что существует некое недоверие к современной музыке. Начиная с тридцатых и до восьмидесятых годов музыка была орудием идеологической машины. Позднее функция современной музыки стала неясна. Однако сохранилось именно чёткое понимание, что функция должна быть. В этом и кроется проблема современного искусства. На уровне государственных структур, залов и филармоний бытует мнение, что эту музыку не поймут. Следовательно, за публику уже всё решено. На мой взгляд, современным композиторам необходимо переместить свои акценты с широкого слушателя, чтобы «широкий» был не в количественном смысле, а в качественном, ориентироваться на слушателя широких взглядов».

На сегодняшний день ярко обозначилась проблема взаимоотношений композиторов и оперных Домов. Если в начале XX века только что появившиеся оперы Берга и Яначека находили своих постановщиков, то в наше время такой активности не наблюдается. Об отчуждении современной оперы рассказывал Сергей Невский:

Сергей Невский: «Театры просто перешли с репертуарной системы на систему «стаджионе». Очень много опер сейчас пишется для фестивалей, но организаторы феста должны работать в содружестве с оперным Домом. Современная опера своим существованием ставит вопросы: что такое опера как жанр сегодня, нужны ли оперы, в которых музыка – лишь раскраска драматического текста. Часто многие приёмы уже не работают. Возможно, именно поэтому Мортон Фелдман написал монооперу «Neither», где певица просто стоит и поёт. Постановка современной оперы часто предполагает использование определённого аппарата, то есть для исполнения этого оперного продукта, который может идти в театрах от Парижа до Мадрида, приглашаются специальные ансамбли. Например,  «Klangforum Wien»  - один из самых задействованных в этом процессе ансамблей, который, кстати, будет исполнять оперу Курляндского в Граце в 2013 году. Этот процесс формировался ещё во времена Шёнберга, когда акценты стали постепенно смещаться от оркестра к меньшим составам, что связано с большей дифференциацией материала. Таким образом, возникла тенденция сокращения исполнительского аппарата. Это связано не столько с бюджетом, сколько с художественными задачами. Другая сторона вопроса состоит в том, что специально для постановок создаётся определённое пространство. Например, Жарар Мортье, нынешний интендант Королевского театра Мадрида, заявил: «Для этой оперы мне нужно другое пространство, так как звук должен идти иначе».   Специально для оперы Луиджи Ноно «Прометео»  Лоренцо Пьяно построил многоэтажную композицию, где оркестр сидел не только вокруг публики, но и над ней. Именно в силу определённых художественных задач, поставленных композитором, возникает потребность в специальном пространстве. Важно, чтобы сотрудничество между всеми разделами оперного процесса, началось очень рано, ещё до того, как будет закончена партитура. Ситуация, когда композитор пишет своё произведение абстрактно, а режиссёр разворачивает своё эго абстрактно от музыкальной композиции, приводит к тем провалам, которые мы наблюдаем. Идеальная картина должна быть такая: использование активно устоявшихся институций и приглашённых музыкантов, которые своими свежими взглядами на партитуру могут мотивировать всех остальных».

У композитора Леонида Десятникова был реальный опыт взаимодействия с российским государственным репертуарным театром. Подробности этой совместной работы раскрыл сам автор партитуры нашумевших в своё время «Детей Розенталя»

Леонид Десятников: «В моём случае с Большим театром никакого давления со стороны заказчика не было. Если в Европе и США существуют определённые закономерности процесса, то в России этого нет. Мы живём в ситуации плохо регулируемой алеаторики». 

На дискуссии также присутствовал режиссёр Василий Бархатов, имеющий очень большой опыт работы с государственными театрами, Мариинским и Большим. Как стало известно, он решил создать альтернативный проект под названием «ОперГруппа», посвящённый исключительно современной опере. Почему этот проект стал возможен только вне стен репертуарных театров, рассказал сам режиссёр.

Василий Бархатов: «В какой-то момент мне как зрителю, слушателю захотелось как можно больше ходить на современные оперы здесь, в Москве. Я задался вопросом, возможно ли у нас создать некую структуру, фестиваль, чтобы современная опера занимала не 10-20 процентов, а всё время целиком посвящалось бы звучанию актуальных произведений. Я получил определенную поддержку от Министра культуры, от тех организаций, с которыми работал ранее. На сегодняшний день проект в стадии запуска. Основная задача, которую я перед собой ставил, заключена в том, что в рамках этой первой лаборатории должно получиться четыре полноценных спектакля. Четырём молодым композиторам было предложено отдать нам свои произведения. Это «Франциск» Сергея Невского, опера a capella «Слепые» Леры Ауэрбах, «Три-четыре» Бориса Филановского и опера Раевой на текст Сорокина «Сны Минотавра». Соответственно были приглашены четыре молодых режиссера, четыре художника, которые в разных серьёзных московских театрах поставят эти спектакли. Сегодня пишутся очень интересные произведения, в постановке которых уже я хочу участвовать как режиссёр. Например, оперы  Алексея Сюмака на либретто Димитриса Яламаса».

Хочется верить, что современная опера обретёт достойное существование в нашей стране, и мы будем наслаждаться новейшими произведениями так же, как сегодня наслаждаемся «Травиатой» или «Турандот».

Материал подготовила Елена Кравцун


Фото - Д.Дубинский (Источник: Официальный сайт Национальной театральной Премии и Фестиваля "Золотая маска" - http://www.goldenmask.ru/) 

Вернуться к списку новостей