Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» продолжает серию филармонических концертов в Концертном зале им. Чайковского. 

На этот раз коллектив Владимира Спивакова обратился к программе, составленной из сочинений австрийских классиков. В качестве солиста и дирижера вместе с российскими музыкантами выступил один из авторитетных исполнителей своего поколения немецкий пианист и дирижер Кристиан Захариас.


Кристиан Захариас – личность неординарная, человек высочайшей аристократической культуры, его отличают ярко индивидуальный подход к исполняемым произведениям и глубокая художественная интуиция.

Свою карьеру Кристиан Захариас начинал как пианист. Его феноменальный успех в 1975 году на конкурсе им. Мориса Равеля в Париже, где Захариас завоевал Первую премию, стал началом успешной концертной карьеры.

Кристиан Захариас востребован и как дирижер. В 1992 году он дебютировал с оркестром Романдской Швейцарии, с тех пор его приглашают в свои концертные проекты многие известные оркестры Европы и Америки.

Однако и этим не ограничивается универсализм личности артиста. Кристиан Захариас выступает еще и как фестивальный менеджер, он также обладает прекрасным литературным даром, является журналистом и радиоведущим.

В шведском Гетеборге Захариас  - приглашенный дирижер местного оркестра, там же он преподает оркестровое исполнительство в Академии музыки и театра.

Благодаря столь обширному диапазону творческих ресурсов Кристиан Захариас комфортно чувствует себя в разных областях своей музыкальной деятельности. Известны его пристрастия к барочному репертуару и музыке венских классиков.

С 2000 года Кристиан Захариас возглавляет камерный оркестр Лозанны, с которым записал все 27 фортепианных концертов Моцарта. Музыку австрийского гения артист исполняет практически на каждом своем концерте.

Кристиан Захариас выступает в России впервые, поэтому свой приезд считает очень важным, этапным. В программе концерта прозвучали фортепианные концерты №№ 15 и 16 Вольфганга Амадея Моцарта, а также Симфонии №№ 80 и 95 Йозефа Гайдна. Музыкант выступил сразу в двух амплуа – пианиста и дирижера.

Кристиан Захариас: Меня спрашивали во многих оркестрах, не могу ли я всё-таки из-за фортепиано руководить программой. И я долго ждал, пока мне не исполнилось 42 года, и в 1992 году  сказал "да", потому что я почувствовал себя готовым.

Удобно ли мне совмещать сольную игру и дирижирование одновременно? Пожалуй, да. Например, в фортепианных концертах Моцарта взаимоотношения солиста с оркестром уникальны, нет ничего похожего. Это высшая точка данного жанра. Меня привлекают интерпретации концертов Моцарта Клары Хаскил, Гезы Анда и Дину Липатти.


Christian Zacharias, Victoria Hall, Genève, May 2000 © Marc Vanappelghem / http://www.christianzacharias.com  

- Играете ли Вы концерты Моцарта на исторических инструментах эпохи композитора, или же Вы предпочитаете современный рояль?

Кристиан Захариас: Это большой зал, современный оркестр, я играю в огромных залах – до 2000 человек, и над балансом нужно снова и снова работать. Я считаю, исторически это интересно изучать, как звучали старинные инструменты, но мы музыканты сегодняшнего дня, 2012 года.

Процесс музицирования Кристиана Захариаса с «Виртуозами Москвы» походил на сценическую творческую лабораторию. Музыкант уделял в работе с оркестром предельное внимание соотношению нюансов и штрихов, ювелирной отделке всех деталей.

В фортепианных концертах Моцарта была особенно заметна легкая непринужденная манера игры Захариаса – изысканные рубато, филигранная техника и ясность фразировки.

С камерным оркестром «Виртуозы Москвы» Кристиану Захариасу доводилось работать раньше во Франции.

Кристиан Захариас: «Я уже много лет знаю этот оркестр и всегда очень охотно с ним играю. Есть небольшая опасность быть "слишком" виртуозным. Играть в классических темпах – это то, над чем я работал с оркестром. С Виртуозами мы три дня работали по-настоящему, 3 часа в день. С Владимиром Спиваковым мы встретились на его фестивале в Кальмаре, я играл с ним один из фортепианных концертов Брамса, потом Спиваков позволил мне дирижировать его оркестром».

Концерт завершила 95-я «Лондонская» симфония Йозефа Гайдна. Захариас поразительно точно выстроил конструкцию формы симфонического цикла - от первой подвижной части через умиротворенное Анданте и галантный менуэт к ликующему финалу.

После столичных концертов камерный оркестр «Виртуозы Москвы» и Кристиана Захариаса услышали жители Санкт-Петербурга. В рамках фестиваля «Лики современного пианизма» артисты выступят на сцене Концертного зала Мариинского театра.

 

Виктор Александров, радио «Орфей»


Источник фотографий: официальный сайт Кристиана Захариаса http://www.christianzacharias.com

Вернуться к списку новостей