Финский национальный Дом Музыки продолжает серию концертных программ первого сезона. Открытие огромного мультимедийного комплекса в Хельсинки стало главным событием культурной жизни Финляндии начала столетия.

Центр музыки находится неподалеку от железнодорожного вокзала Хельсинки напротив Парламента. Поэтому, добираться сюда крайне удобно. Выходишь из поезда, или автобуса, несколько шагов и открывается взору современный архитектурный комплекс. Благодаря обилию стеклянных стен, одновременно можно увидеть, что происходит внутри здания, а если оказаться в фойе, становишься и вовсе свидетелем событий, происходящих в Большом концертном зале. Правда, когда начинается сам концерт, ставни за считанные секунды опускаются, и закрывают собой картину происходящего. Однако людям, не купившим билет на концерт, не стоит расстраиваться: есть возможность посмотреть его на экранах специально установленных в просторном фойе мониторов. Ведь доступ в само здание открыт, и попасть сюда может любой желающий.


Финский национальный Дом музыки в Хельсинки (фин. Helsingin Musiikkitalo) / Источник фотографии: Wikipedia

Публика постепенно начинает привыкать к демократичным обычаям и уникальной акустике нового здания. В качестве декора стен финские архитекторы использовали естественную древесину: тёмную карельскую березу, сосну и орех.

Марко Квисто, главный архитектор Дома музыки Хельсинки: «Финская архитектура всегда должна учитывать климат страны. В первую очередь это зависит от использования дневного света: если есть возможность впустить дневной свет в интерьер, мы обязательно это делаем, в данном случае такой прием позволил нам создать иллюзию вторжения окружающего пространства в Дом Музыки».

Главный концертный зал вмещает в себя  почти тысячу семьсот мест. Помимо этого, комплекс  располагает еще пятью подземными сценами.  Наряду с репетиционным залом открыта камерная площадка, отдельное помещение для электронной музыки и, наконец, парадный Органный зал. 

Стоимость проекта Дома Музыки составила около 200 миллионов евро.  Из них внушительную часть профинансировали правительство Финляндии, муниципалитет Хельсинки и главная национальная радиотелекомпания (YLE). Финский дом музыки является концертной площадкой для нескольких коллективов: Хельсинкского филармонического оркестра и оркестра Финского радио.

Один из высококлассных оркестров Северной Европы – Симфонический оркестр Финского радио был основан в 1927 году при радиовещательной компании YLE. За свою 80-летнюю историю оркестр Финского радио заслужил высокую репутацию – среди почетных наград коллектива: премия академии Чарльза Кросса в 2000 году, приз «The Gramophone Award» 2006 года, награда «Midem Classical Award» 2008 года.

В год оркестр дает несколько десятков концертов, участвует в фестивалях, гастролирует, осуществляет аудиозаписи.

Юкка Пекка Сарасте сейчас является главным приглашенным дирижером оркестра Финского радио. Он совмещает свою должность с руководством симфонического оркестра Западногерманского радио (WDR) в Кельне. Таким образом, финский маэстро не прерывает дружбы с музыкальными коллективами своей родины. Кстати, в далекой юности Юкка-Пекка Сарасте, будучи скрипачом, некоторое время играл в Симфоническом оркестре Финского радио под руководством Лейфа Сегерстама, а затем стал его ассистентом.


Юкка Пекка Сарасате / Фото - Stina Gullander / Источник: официальный сайт дирижера http://www.jukkapekkasaraste.com/  

В сезоне 2011-12 годов Юкка Пекка Сарасте дважды выступил  в Хельсинки и это второй концерт с оркестром Финского радио. В программе вечера прозвучали поздние симфонии австрийских композиторов: Франца Шуберта и Густава Малера.

Знаменитая Восьмая «Неоконченная» симфония Шуберта в трактовке Юкка Пекка Сарасте неожиданно преобразилась. Дирижер взял чуть более быстрый темп, нисколько не нарушив при этом логику формы композиции симфонии. Рафинированность музыкальных фраз, очерченность мелодических линий, певучесть интонаций и аристократичность мысли характерны для  Сарасте и руководимого им оркестра.

Не менее яркое впечатление оставило исполнение Девятой симфонии Густава Малера, музыку которой критики часто сравнивают с явлениями потустороннего мира. Густав Малер доказал величественным финалом Девятой симфонии, что душа человека гостит в небесной обители, сам же он покидает землю, но обретает бессмертие.

В каждой из частей симфонического цикла Юкка Пекка Сарасте находил новые краски и настроения. После динамичной первой части следовал простонародный австрийский лендлер, которого сменила экспрессивный  Бурлеск. Ну а финальное Адажио завершило произведение своей светлой печалью и горестным расставанием с жизнью.

Юкка Пекка Сарасте и финские музыканты провели колоссальную работу над материалом симфонии и вынесли на суд публики результат, превзошедший все ожидания. 

На последних звуках симфонии Юкка Пекка Сарасте как бы ставит знак вопроса – музыка не заканчивается, она просто и незаметно исчезает, поднимается ввысь. Хрустальные пиано струнных слились с абсолютной тишиной зала на глазах у затаившей дыхание публики...

Виктор Александров, Хельсинки (Финляндия)

Вернуться к списку новостей