24 марта в Концертном зале имени П. И. Чайковского Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова под управлением своего художественного руководителя Владимир Юровского представляет три партитуры немецких и австрийских авторов XIX и XX столетий.

Особый интерес в этой программе представляет московская премьера малеровской редакции «Героической» симфонии Бетховена, в свое время ставшая предметом музыкальных споров. Третья симфония Бетховена занимала одно из важных мест в репертуаре Густава Малера – выдающегося дирижёра своего времени. Малер исполнял Симфонию в городах Европы и США, а в 1902 году представил и петербургской публике. Возможности, предлагавшиеся симфоническими оркестрами рубежа XIX–XX веков и большими концертными залами, диктовали, по мнению некоторых музыкантов, новый подход к исполнению произведений прошлого, в том числе и музыки Бетховена. Добиваясь совершенного звучания Третьей симфонии, Малер осуществил ряд изменений в её оркестровке, значительно расширил состав оркестра (например, ввёл шесть валторн вместо трёх «бетховенских» и т. д.)

Основную идею программы дирижер Владимир Юровский выразил так: «Нововенская школа, ее классические корни и Малер как связующее звено между австро-немецкой традицией и ХХ веком». Малеровская редакция «Героической» симфонии Бетховена в свое время стала предметом музыкальных споров. Третья симфония Бетховена занимала одно из важных мест в репертуаре Густава Малера-дирижера. Он исполнял ее в городах Европы и США, а в 1902 г. представил и петербургской публике.

Возможности, предлагавшиеся симфоническими оркестрами рубежа XIX–XX веков и большими концертными залами, диктовали, по мнению некоторых музыкантов, новый подход к исполнению произведений прошлого, в том числе и музыки Бетховена. Добиваясь совершенного звучания Третьей симфонии, Малер осуществил ряд изменений в её оркестровке, значительно расширил состав оркестра (например, ввел шесть валторн вместо трех «бетховенских» и т. д.). В ответ на упреки в искажении авторского текста дирижер объяснил: «Из-за расстройства слуха, приведшего к полной глухоте, Бетховен утратил необходимый внутренний контакт с реальностью, с миром физических звуков именно в ту эпоху, когда могучий взлет его замыслов вел его к открытию новых выразительных средств, заставлял с неслыханной доселе смелостью обращаться с оркестром. Это обстоятельство столь же известно, как и то, что свойства тогдашних медных инструментов совершенно исключали возможность извлечь некоторые последовательности звуков, необходимые для построения мелодии. Именно названный недостаток повёл со временем к усовершенствованию этих инструментов; потому было бы кощунством не использовать их для более совершенного исполнения произведений Бетховена».

В концерте принимает участие один из самых ярких музыкантов своего поколения — французский скрипач Рено Капюсон. В 2000 и 2005 годах он номинировался на почетную французскую музыкальную премию Victoires de la Musique («Музыкальные победы») в номинациях «Восходящая звезда», «Открытие года» и «Солист года», в 2006 году стал номинантом Премии Дж. Энеску от французского Общества авторов, композиторов и музыкальных издателей (SACEM). С тех пор Рено Капюсон выступал со многими знаменитыми коллективами мира и стал постоянным гостем престижных международных фестивалей. В июне 2011 года скрипач стал кавалером Национального ордена Франции «За заслуги».

Скрипач неоднократно бывал с концертами в России: в Москве и Санкт-Петербурге. В 2010 году принял участие в программе Года Франции в России, а в феврале 2011 года выступил на Фестивале Юрия Башмета в Сочи, где играл вместе с маэстро Башметом и Камерным ансамблем «Солисты Москвы». Рено Капюсон играет на скрипке Гварнери дель Джезу Panette (1737), ранее принадлежавшей Исааку Стерну (у которого Р.Капюсон учился), которая была куплена для музыканта Банком Итальянской Швейцарии.

Вернуться к списку новостей