Еще будучи студенткой Российской Академии Музыки им. Гнесиных, Елена Заремба стала солисткой Государственного академического Большого театра, в труппе которого пела с 1984 по 1992 год. С 1992 года выступает в крупнейших театрах мира (Ковент-Гарден, Ла-Скала, Метрополитен-опера, Гамбургская государственная опера, Опера Бастиль, Опера Бильбао, Баварская государственная опера и др). В репертуаре певицы – ведущие партии в операх Верди, Вагнера, Сен-Санса, Мусоргского, Чайковского, Бизе и др. 
Елена Заремба работает с выдающимися мировыми дирижерами К. Аббадо, Дж. Ливайном, В. Федосеевым, В. Юровским, Ф. Хайнцем, П. Шнайдером, ее партнерами по выступлениям неоднократно были Лучано Паваротти, Хосе Каррерас, Пласидо Доминго, Дмитрий Хворостовский, Катя Риччарелли, Анна Нетребко, Андреа Бочелли, Рамон Варгас и др.


Елена Арнольдовна, Ваше участие в фестивале Ирины Архиповой на сцене Самарского театра оперы и балета - это будет первое выступление в спектакле на нестоличной российской оперной сцене?

Нет, не первое. Когда я работала в Большом театре (1984-1992), я ездила выступать во многие театры тогда еще СССР, но после перерыва в 18 лет со времени моего отъезда из России,  выступление в Самаре будет первым на нестоличной сцене.  Фестиваль носит имя великой русской певицы Ирины Константиновны Архиповой. Что для Вас значит это имя?

Недавно  я посмотрела фильм об Ирине Константиновне и была потрясена ее техникой пения. Она сейчас ушла, эта техника, ее нет больше – ушли великие мастера, великие певцы, которые владели этой техникой. И это очень обидно, потому что это искусство было просто удивительно.

То есть для Вас искусство Архиповой – это эталон пения?

У меня вообще нет по жизни эталонов, но это - один из величайших  примеров, на которые можно равняться.

Когда Вы пришли в Большой театр, Ирина Константиновна еще выступала на его сцене и Вы неоднократно имели возможность видеть ее в очень разном репертуаре. Какие партии, воплощенные Архиповой - это Золотой фонд русского оперного исполнительства?

Все что она пела, все партии, в которых выступала - это Золотой фонд. Каждый спектакль-это было выдающееся исполнение выдающегося человека, удивительное по своей внутренней силе и собранности, умению концентрироваться и умению вести себя на сцене. Это и Марфа в «Хованщине», и Любаша в «Царской невесте», Весна в «Снегурочке»  В любой партии, абсолютно любой, она была королевой.

Ваши партнеры  по сцене - величайшие певцы, начиная от всех представителей знаменитой тройки теноров «Паваротти-Доминго –Каррерас»?

Впервые Паваротти пригласил меня на концерт из серии «Паваротти и друзья». Это было в 1998 году в огромном зале Линкольн-центра. В 2001 году на родине Паваротти в Модене я пела на юбилее, посвященном 40-летию его творческой деятельности. Тогда был собран просто грандиозный оперный гала-концерт, на котором выступили как знаменитые, так и молодые певцы со всего мира.-Хосе Каррерас, Рената Скотто, Руджеро Раймонди, Роберто Аланья, Эйприл Мило. Пела я с Паваротти и на 60-летнем юбилее Доминго в «Метрополитен-опере».

А с Доминго вы пели и в спектаклях?

Да, мы работали вместе очень много. Вообще, я не раз пела с ним и как с  партнером и как с дирижером. Когда он стоял за пультом, я была его первой Кармен в Венской опере и первой Ульрикой в Вашингтоне. И это оказалось и необычайно интересно и отчасти забавно, потому что на этих своих дирижерских дебютах он очень волновался. Очень запомнился спектакль «Кармен» в Мюнхене, который мы пели вместе, посвященный 25-летию творческой деятельности Доминго на сцене Баварской государственной оперы. Вокруг этого события разгорелся страшный ажиотаж - и фирма BMW впервые сделала и установила, на площади перед театром, огромный проекционный экран, на котором велась прямая трансляция. В тот вечер на площади собралось порядка 17-ти тысяч человек. Затем с Доминго мы пели «Самсона и Далилу» на сцене парижской «Гранд-опера» в историческом зале Дворца Гарнье. Это было концертное исполнение, также по поводу его юбилея в этом театре. Мне же  по случаю этого торжественного исполнения было сшито великолепное платье от Сен-Лорана и один дорогой ювелирный магазин предоставил драгоценности на полмиллиона долларов. Зрительный зал в тот вечер просто ломился от элитной публики-всяких знаменитостей от мира музыки и мира моды.

Каков Ваш идеал сценического партнера?   

Потрясающим, одним из лучших партнеров был Хосе Каррерас. Не смотря на его крошечный рост (по сравнению с моим ростом), с ним на сцене было просто удивительно!

У него такие живые реакции были на все - так, мы делали вместе «Кармен», и я выучила несколько не совсем приличных медитерранских жестов, и всегда, когда я их делала - у него просто искры из глаз сыпались. Она очень важна - реакция партнера.

Очень хороший партнер-Нил Шикофф, не смотря на то, что у нас вначале был довольно сложный контакт - он очень не простой человек. Кстати, именно с Нилом Шикоффом в Баварской опере на спектакле «Кармен» с моим участием произошла «трагическая» история, когда он в запале игры и страсти очень неудачно ударил меня ножом и разрезал руку. Спектакль для меня закончился в больнице - мне наложили четыре шва. Но сейчас мы - большие друзья и работали вместе множество раз.

Вы поете на лучших мировых оперных сценах. Дебют в каком театре и в какой партии был для Вас особенно памятным?

У меня все дебюты были особенными. Без единой репетиции я дебютировала в Венской опере в «Бал-маскараде» Верди, также без единой репетиции в «Метрополитен-опере» в «Трубадуре». Перед спектаклем «Кармен» в «Арена ди Верона» мне в классе объяснили мизансцены, открыли дверь, и выпустили на сцену, где в зале сидело 27 тысяч зрителей.

И Ваш знаменитый дебют в Ла Скала в 1989 году, тогда еще в составе труппы Большого театра в партии Вани в опере «Жизнь за царя» Глинки, первый международный триумф, да еще у такой привередливой аудитории, как публика в Ла-Скала?

Да, это был мой первый дебют, очень трогательный. Публика все время сыпала на меня сверху мелкие бумажки. Уже потом я узнала, что это было выражение высшей степени признательности - вот так меня принимала публика в Ла-Скала, хотя тогда меня никто еще не знал, я не была знаменитой артисткой.

В галерее спетых Вами ролей, конечно, есть любимая?

Это Марфа в «Хованщине» Мусоргского.

Не Кармен?

Кармен-одна из самых любимых, я ее спела более 250 раз в 22 постановках, но самая любимая-это Марфа.

А есть какие-то партии, которые Вам бы хотелось включить в свой репертуар?

Мне бы очень хотелось спеть Шарлотту в «Вертере» Массне, но с моим голосом получить эту роль сложно, считается, что у меня очень большой и тяжелый голос, а сейчас обычно Шарлотту поют голоса более легкие. Еще я бы хотела спеть Любашу в «Царской невесте» - роль с музыкально-драматической точки зрения поистине благодатная. Я ее еще до сих пор не пела - на Западе эта опера ставится крайне редко.

Елена Арнольдовна, Вы сделали впечатляющую карьеру, Вы знаете все о мире оперы. Что Вы можете пожелать молодым певцам из России, которые мечтают о большой мировой карьере? Каков он, рецепт успеха?

Рецепта успеха не существует. А молодым певцам, если они попадут на Запад - нужно быть очень внимательными к репертуару, который они собираются петь. Сейчас агенты не выращивают певцов, как раньше, не подводят постепенно, а предпочитают занимать молодых в том репертуаре, который наиболее востребован – это тяжелый репертуар, который никто из маститых не хочет петь. В последнее время все чаще случаи, когда молодые перспективные певцы теряют голос после 5-6 лет карьеры. Надо не бояться говорить « нет» - это, конечно сложный момент, потому что молодой человек думает, что вот, сейчас он откажется, и больше его никогда не пригласят. Хотя такой вариант тоже к сожалению возможен. У каждого свой путь, свой характер и свои возможности - каждый должен развивать именно свои данные, а не пытаться изображать кого-то. Кстати, на этом тоже многие певцы горят сейчас - когда начинают изображать из себя Великих оперных Див. А сейчас - не время Див - это время уже прошло. Я не знаю как обстоит дело в России, а на Западе те Дивы, которые еще остались, уже перестали быть Дивами в изначальном смысле этого слова, потому что поняли, что сейчас в оперном мире все ориентировано на режиссеров и певец уже не играет ведущей роли как раньше. Рецепта успеха не существует, успех заложен изначально в артисте, но нужно иметь очень много качеств, что бы иметь успех.

А каков этот комплекс по–Вашему?

У каждого он свой. В идеале - это как у Ирины Константиновны Архиповой. Она имела просто фантастическую природную одаренность, красоту и богатство голоса, и также фантастически умела этим голосом пользоваться. А еще она имела настоящую артистическую властность - с кем бы она ни  пела - она царила на сцене.  И эти редкие вокальные и артистические данные сочетались с поистине высокими человеческими качествами, а в артистическом мире это встречается не так часто, как хотелось бы.  Ирина Константиновна никогда не участвовала в театральных интригах, была выше выяснений отношений. Она была настоящей примадонной в самом  высоком смысле этого слова и навсегда останется в истории оперного искусства.

Вернуться к списку новостей