В воскресный день широкой Масленицы в Большом зале консерватории разгорались страсти по Игорю Стравинскому. Валерий Гергиев вместе с хором и симфоническим оркестром Мариинского театра провел дневной концерт из сочинений композитора. 

За плечами мариинцев – гастрольные спектакли в Большом театре: опера Щедрина «Мертвые души». Казалось бы, краткосрочный московский тур завершен. Но это противоречит стилю Валерия Гергиева, который всегда предлагает публике неимоверное количество спектаклей и концертных программ. Слушателю порой бывает нелегко сориентироваться, какое же мероприятие, устраиваемое маэстро, предпочтительнее посетить – слишком заманчивы и увлекательны проекты художественного руководителя Мариинского театра. В случае со Стравинским ответ прост. Такой концерт пропустить нельзя. 

Валерий Гергиев: «Я знаю, что мы делаем правильное дело, концентрируясь на творчестве Игоря Федоровича, его друзей и педагога Римского-Корсакова. Показать, насколько разнообразно творчество Стравинского, и что не только «Весна Священная» или «Жар птица» украшают его биографию. Есть произведения, которые требуют подготовленного слушателя. Я стараюсь все время делать что-то, чтобы еще больше людей узнали, кто такой Игорь Федорович, и почему его надо любить. Стравинский продолжал писать русскую музыку, даже уже живя в Калифорнии. «Свадебка» - это одно из самых русских произведений». 

Концерт открыла вдохновленная старинными обрядами и традициями русского гулянья «Свадебка» – колоритное произведение раннего Стравинского с авторским подзаголовком: «хореографические сцены с пением и музыкой». «Свадебка» была поставлена в Париже в 1923 году на знаменитых русских сезонах Сергея Дягилева. 

На сцене Большого зала консерватории перед публикой расположился непривычный состав исполнителей: четыре рояля, ударные, а по бокам – хор Мариинского театра (хормейстер Андрей Петренко). 

Андрей Петренко: «Игорь Федорович Стравинский – первый человек, который фольклорный исток русской музыки перенес на профессиональную сцену. Сейчас мы привыкли, что поют фольклорные ансамбли, однако в XIX веке, когда он учился у Римского-Корсакова, мы имели обработки русских песен того же Римского-Корсакова, Лядова. Достаточно красиво, все очень мило, приглажено, скажем, прямо таки на европейский лад. А вот эта стихия полиритмии, полигармонии гениально услышана Стравинским и революционно привнесена на сцену». 

Среди почетных гостей концерта Валерия Гергиева выдающиеся деятели культуры и искусства: балерина Майя Плисецкая и композитор Родион Щедрин, хормейстер Геннадий Дмитряк, актер Армен Джигарханян, певица Вероника Джиоева, а также  Наталья Солженицына, вдова великого писателя, президент русского общественного фонда А.Солженицына, которая просто восхищена услышанным. 

Наталья Солженицына: «Конечно, мы очень редко можем слышать «Свадебку» Стравинского. В последнее время в России хоровое искусство начинает немножко подниматься. В этом смысле хор Мариинского театра уникальный. Прозвучало все очень свежо и сильно. У меня на душе радостные чувства».

Во второй части программы – совершенно иная стилистика. Латынь, сюжет одноименной трагедии Софокла в переводе Жана Кокто - опера-оратория «Царь Эдип» для чтеца, солистов, хора и оркестра.

На сцене рассказчик — актер Александр Маскалин, ведущий повествование о деяниях Эдипа. В главной партии солист Мариинского театра Сергей Семишкур, отважно справляющийся с музыкальным материалом сложнейшей оперы Стравинского. Его партнеры по сцене – Михаил Петренко (Креонт, Вестник и Тиресий), Злата Булычёва (Иокаста) и Александр Тимченко (Пастух).

По окончании концерта пути Валерия Гергиева и артистов Мариинки разошлись. Музыканты возвращались в Санкт-Петербург, а маэстро тем временем спешно улетал в Сеул, где начинаются продолжительные гастроли Лондонского симфонического оркестра. Вместе с пианистом Денисом Мацуевым, скрипачкой Сарой Чанг и английским оркестром Гергиев также посетит мегаполисы Поднебесной: Пекин  и Шанхай.

Остается только недоумевать – каким образом Валерию Гергиеву удается мгновенно концентрироваться на работе с различными музыкальными коллективами?

Впрочем, в этом-то и кроется один из секретов успеха великого российского дирижера.

Виктор Александров из БЗК, специально для радио «Орфей»

 

Вернуться к списку новостей