Заснеженную Россию посетили с концертами музыканты одного из старейших коллективов Европы – Симфонического оркестра Романдской Швейцарии.

Большую роль в становлении коллектива сыграл основатель оркестра Эрнест Ансерме, который и руководил им почти полвека. В последующие годы Ансерме сменили Пауль Клецки, Вольфганг Заваллиш, Армин Жордан, Фабио Луизи и Пинхас Штейнберг.

В репертуаре коллектива – немалое количество русской музыки. Особая роль отведена Игорю Стравинскому, который был близким другом Эрнеста Ансерме. Оркестр Романской Швейцарии одним из первых сыграл знаменитые балетные сочинения русского классика. Впрочем, наряду со Стравинским оркестр Романдской Швейцарии связывала теплая творческая дружба и с Сергеем Прокофьевым, и с Мстиславом Ростроповичем. Да и в наше время связь с русскими музыкантами не прерывается. За последние годы оркестром дирижировали Александр Лазарев, Дмитрий Китаенко, Владимир Федосеев и Неэме Ярви, который сменит в следующем сезоне нынешнего главного дирижера оркестра Романдской Швейцарии Марека Яновского.


Активно совмещая свою дирижерскую деятельность в Швейцарии с руководством оркестрами Берлинского радио и Питтсбургским симфоническим оркестром в США, Марек Яновский привнес в жизнь женевского коллектива черты немецкой оркестровой культуры, заставив оркестр звучать благороднее и элегантнее.

С оркестром Романдской Швейцарии Марек Яновский в настоящее время проводит запись цикла брукнеровских симфоний. Кроме того, немецкий маэстро исполнил произведения французских авторов: Сен-Санса, Франка, д`Энди и Шоссона. Оркестр постоянно обращается к партитурам современных композиторов: Петера Этвоша, Хайнца Холлигера, Майкла Джарелла и других.

Марек Яновский считает, что зацикливаться на привычном хрестоматийном материале в течение нескольких сезонов – довольно скучное и бестолковое занятие

Марек Яновский:  «Одна из целей создания оркестра – охватить оркестровой музыкальной культурой огромный регион юго-западной Швейцарии. Важно сохранять серьезные и давние традиции. Сейчас в Европе ситуация неблагоприятная. Появилась тревожная тенденция: во многих крупных городах во имя выгоды избавляются от больших оркестров. В Швейцарии дела обстоят совершенно иначе. Оркестрам там хорошо. В этом наше большое преимущество. И оно будет явственнее ощущаться с каждым годом. Большинство швейцарских оркестров относится к немецкой традиции. Наш оркестр совершенно иной. Он все время культивировал традицию абсолютной прозрачности, ясности, французского подхода к звучанию. Мы всегда старались поддерживать, развивать и сохранять этот звук».

Сегодня в оркестре Романдской Швейцарии играют 112 музыкантов из девятнадцати стран мира. Кстати, концертмейстер первых скрипок Сергей Островский попал сюда, познакомившись однажды в Израиле с тогдашним главным дирижером Романдской Швейцарии Армином Жорданом. С той поры Сергей нисколько не жалеет о подаренной судьбою возможности музицировать в этом прекрасном коллективе.

В нашей стране оркестр выступил в Москве и Санкт-Петербурге с программой из сочинений австро-немецких и французских композиторов 19-го века. Наряду с мечтательной увертюрой к опере «Оберон» Вебера прозвучал Концерт для фортепиано с оркестром Шумана, пылко исполненный Николаем Луганским. Пианист участвует в нынешнем гастрольном туре оркестра по городам Австрии, Германии и России. Во втором отделении прозвучала величественная Симфония Франка – произведение, украшающее французский репертуар оркестра Романдской Швейцарии. В философской трактовке Марека Яновского явственно ощущалось вагнеровское начало.

Интерпретация дирижера отличалась также ясными пропорциями формы, аристократичностью стиля и органичным сочетанием различных красок оркестровой палитры.

Виктор Александров, радио «Орфей» (на фоне звучания муз. фрагмента)

Вернуться к списку новостей