В эти зимние дни в Москве уже в восьмой раз открывается фестиваль оперно-симфонического искусства «Крещенская неделя» в театре «Новая Опера».

Фестиваль традиционно проходит в период Светлого Православного праздника. Ведь основатель Новой Оперы Евгений Колобов родился как раз на Крещение, 19 января. Маэстро посвятил всю свою жизнь служению сцене. В эти дни коллеги, друзья и близкие Евгения Владимировича отдают дань памяти и уважения великому артисту. «Крещенская неделя» традиционно включает в себя самые яркие спектакли театра, а также специальные проекты.

Минувшим вечером фестиваль открылся концертным исполнением жемчужины французской лирики – оперой Жюля Массне «Таис», которую называют экзотическим цветком французского модерна. Сюжет романа Анатоля Франса вдохновил Массне трагической историей любви монаха Атанаэля к юной куртизанке Таис.

«Таис» не звучала в Москве больше десяти лет, так что вчера театр и зрители заново открывали для себя этот шедевр.

Британский маэстро Ян Латам-Кениг, главный дирижер театра «Новая Опера» – чуткий и глубокий дирижер-философ. С партитурой сочинения он не расстается даже во время интервью, продолжая делать пометки на полях. Жанру французской лирической оперы XIX века Ян Латам-Кениг придает немаловажное значение в контексте мирового музыкального театра.

Ян Латам-Кениг: «Массне – воплощение романтической французской оперы, больше, чем Мейербер. Во-первых, у Массне непревзойденный талант к мелодике и гармонии, во-вторых, утончённая оркестровка, которую он перенял у Берлиоза. У него почти вердиевское чувство мелодраматизма. Я должен упомянуть и еще об одной отличительной черте французской оперы – соотношении текста и музыки. Музыка никогда не поглощает текст, она, скорее его иллюстрирует, но не доминирует над ним». 

Обращение к творчеству Жюля Массне для Яна Латама-Кенига отнюдь неслучайно. Ведь в нынешнем году исполняется 170 лет со дня рождения и 100 лет со дня кончины Жюля Массне.

Дирижер полагает: для того, чтобы оперы французского композитора чаще звучали сегодня на концертной сцене, непременно важен критерий качества исполнения.

Ян Латам-Кениг: «Моя миссия заключается, прежде всего, в том, чтобы познакомить российского зрителя с малоизвестными и нечасто исполняемыми операми. Одним из таких творений является «Таис» Массне. Из этого сочинения известен лишь один фрагмент – «Размышление» (Медитация). При этом вся опера полна восхитительных мелодий. Эта музыка должна звучать во всем мире, и конечно, в России. К сожалению, «Таис» редко исполняют – во многом из-за того, что очень сложно найти исполнительницу на главную роль. Но мы ее нашли». 

Для исполнения заглавной партии Ян-Латам Кениг выбрал восходящую звезду мировой оперы – сопрано из Болгарии Соню Йончеву. Молодая певица уже второй раз в России, в 2010-м она гастролировала в Москве и Петербурге вместе с ансамблем «Цветущие искусства» под управлением Уильяма Кристи. Тогда Соня Йончева блеснула в партии Дидоны в опере Перселла «Дидона и Эней». 

Возвращение в российскую столицу певица считает подарком судьбы. Голос неземной красоты, сценическое обаяние и великолепная внешность позволяют говорить о Соне Йончевой как об одной из лучших певиц нового поколения. К своей героине артистка относится трепетно и нежно.

Соня Йончева: «Я обожаю Таис. Она очень смелая женщина. Она блистала на сцене и знала, как использовать свое очарование, как заполучить любого мужчину. Она имела все, о чем мы можем мечтать. Но Таис нашла в себе силы измениться. В конце оперы она умирает, но мы не знаем – от того, что не имела счастья в жизни, или потому что она обрела свое счастье в монашестве». 

Фестиваль «Крещенская неделя в Новой Опере» продлится в московском театре имени Евгения Колобова до 29 января. Зрителей ждет множество интересных спектаклей и концертов. Впервые в России будет исполнена библейская кантата О. Респиги «Христос» (дирижер Анатолий Гусь). Кроме того, на фестивале покажут недавние премьеры театра – «Золушку» Россини, а также нашумевшую постановку «Князя Игоря» Бородина в режиссерском прочтении Юрия Александрова.

Среди гостей фестиваля всемирно известные итальянские артисты: меццо-сопрано Даниэлла Барчеллона, баритон Паоло Бордонья, а также дирижер Алессандро Витьелло, которые 29 января выступят в заключительном спектакле «Крещенской недели» – опере Джоаккино Россини «Севильский цирюльник».

Виктор Александров из московского театра «Новая Опера» специально для р/ст «Орфей»


Фотографии заимствованы с сайта театра «Новая Опера» http://www.novayaopera.ru/ и с официального сайта певицы Сони Йончевой http://www.sonyayoncheva.com/

Вернуться к списку новостей