Этой зимой мир захватила шерлокомания. Каждый второй, как и Ирен Адлер из модного нынче британского сериала,  мог бы сказать I am sherlocked. Не успели мы оправиться от новости о том, что уже начались продажи книги «Шёлковый дом» Энтони Горовица, которому наследники Артура Конан Дойла впервые официально разрешили написать продолжение истории о Холмсе, как становится известно о съёмках в Петербурге нового отечественного сериала про знаменитого сыщика. Сообщается, что режиссёром проекта стал Андрей Кавун. Он планирует снять 16 серий, которые можно будет оценить уже весной 2012 года.

А пока над умами зрителей всего мира властвуют два творения под знаком Шерлока. Первое - это мини-сериал по мотивам произведений Конан Дойля «Sherlock», созданный при участии компании BBC. События разворачиваются в наши дни.  Холмс щеголяет в пальто от Burberry на фоне пейзажей в стиле hi-tech и пользуется самыми передовыми девайсами – так что продакт плейсмент на лицо. Ватсон по вовлечённости в современность тоже не отстаёт. Он - известная личность блогосферы.                                                                                                             Кстати, создатели сериала и вправду завели официальный сайт Шерлока и блог Ватсона. Не верите – так загляните: http://www.thescienceofdeduction.co.uk/ и http://www.johnwatsonblog.co.uk/. Необычайно энергичное действо сериала в сочетании со скорострельными диалогами, фирменным методом съёмки и прекрасной музыкой дают гипнотический эффект. Каждую последующую серию ждёшь со жгучим нетерпением. Для российского зрителя просмотр сериала стал возможен благодаря Первому каналу.

В нынешнем втором сезоне особенно выделяется серия «Скандал в Белгравии», вызвавшая в свою очередь скандал в Британии. Дело в том, что обольстительная Ирен Адлер в сцене знакомства появляется перед Шерлоком абсолютно обнажённой. В приличном британском обществе голую натуру не принято показывать в воскресный прайм-тайм до 9 часов вечера. Вот и посыпались жалобы, но они только подогрели и без того вулканический интерес к сериалу, зрительский рейтинг которого экстремально зашкаливает. Удержат ли высокую планку  качества создатели ленты, можно будет судить только в 2013 году, когда состоится релиз третьего сезона.

Второе творение этой зимы о Шерлоке – это, конечно же, фильм Гая Риччи «Шерлок Холмс: Игра теней». Сюжет незамысловат. Когда крон-принц Австрии был найден мертвым, Шерлок Холмс молниеносно приходит к выводу, что наследник престола был убит, и это убийство — всего лишь фрагмент мозаики, созданной профессором Мориарти. Расследование оборачивается ещё большей опасностью и ведет Холмса, Ватсона и их невольную союзницу цыганку Сим по всей Европе, из Англии во Францию, затем в Германию и, наконец, в Швейцарию. А тем временем коварный Мориарти плетет ужасный интригу, замышляя развязать Первую мировую войну.

Надо сразу сказать, что сюжет сиквела довольно слаб. В этот раз обошлись без Конан Дойля, а зря. Фильм снят на оригинальный сценарий Кирана и Мишель Малруни. Неожиданных сюжетных поворотов не будет, зато в избытке будут головокружительной красоты пейзажи, захватывающие погони и экшен. Картина выполнена по всем законам жанра детективного боевика.  Так что ценителям, думаю, понравится. Но хронометраж (два с лишним часа) в какой-то момент вдруг становится неоправданным.

Самое начало фильма уже содержит нелогичные ходы – смерть Ирен Адлер и трюковой бой Холмса с обученным казаком. Британский сыщик в исполнении Роберта Дауни-младшего вдруг теряет очарование, присущее ему в предыдущей части. Он всё меньше прибегает к методу дедукции и берёт грубой силой. Его страсть к переодеванию и маскировке вырождается в какой-то глупый маскарад. Дружба с Ватсоном начинает приобретать несколько странный, если не сказать патологический характер. Но чем дальше смотришь фильм, тем больше втягиваешься и уже перестаёшь обращать внимание на эти мелочи. Тут бы поспеть за развитием сюжета, уж не до психологических портретов.                                                                             

Доктор Ватсон, в отличие от многих своих киношных двойников, в фильме Риччи умён и проворен. Он нередко храбро спасает Холмса, поневоле отказываясь даже от медового месяца ради сокрушения врагов своего друга. Искромётным юмором полна сцена в таборе цыган.  Она содержит первый и последний за весь фильм по-настоящему смешной диалог Ватсона и Холмса о рагу из ежа, и последующий за этим отвязный, дикарский танец Доктора с цыганами под визги скрипок и кач бубна, вылившийся в вакханалию в стиле панк-кабаре. Явная автоцитата Гая Риччи из «Большого куша».

Главная актёрская удача фильма  - это, конечно же, Мориарти. На эту роль пробовались настолько разные артисты, что невольно недоумеваешь. Посудите сами:  Брэд Питт, Гэри Олдмен, Шон Пенн, Хавьер Бардем, Дэниел Д. Льюис и Кристофер Вальц. Самым адекватным выбором из этого списка был бы Вальц, сыгравший безупречного подонка в «Бесславных ублюдках»  Тарантино. Но в результате Гай Риччи остановился на менее именитом Джареде Харрисе. Он  - лучший Мориарти в истории шерлокианы. Гениальный, неэмоциональный, как игрок в покер, настоящий стратег, с долей самоиронии и в тоже время нарциссизма. Харизматичный злодей Харриса - один из основных плюсов ленты. Внимания также заслуживает небольшое камео Стивена Фрая, играющего брата Шерлока Майкрофта. По сути, он  - единственный канонический английский джентльмен из всех участников действа.

Картинка в фильме стала гораздо красивее. В первой части действие происходило в основном в маргинальных кварталах Лондона. В цветовой гамме преобладали все оттенки серого. В новом же фильме заметно прибавилось стиля, этакого шарма. Каждый кадр  наполнился воздухом. От вида тёмных лесов Ричмонда, загадочных и величественных гор Швейцарии и романтических полей Франции замирает сердце. Но не только флора и фауна поражает воображение. Интерьеры Страсбургского собора, Гринвичского госпиталя,  Grand Operá и сказочного замка в горах города Тринген свидетельствует о сказочном бюджете картины.

Мир «Шерлока Холмса» стилизован под викторианский стимпанк. Буквально каждый кадр изобилует различными техническими новинками: от автомобиля с паровым двигателем и мощнейших паровозов до смертоносного оружия, вплоть до танков, автоматов и бомб, которые во всём устрашающем блеске явлены в сцене обстрела героев в лесу. Честно признаюсь – такого я никогда ещё не видела. Это беспрецедентные кадры. Лучшая сцена в фильме. Уже только из-за неё мимо этого фильма пройти нельзя. Сочетание микро- и макросъёмки дают поразительный эффект. Когда в мельчайших деталях видно, как пуля прошивает жилетку Ватсона, как разлетается на куски дерево в дюйме от Холмса, как вырывается земля из-под ног цыганки. Бег Себастьяна Морана наводит смертельный ужас. Он, как демон ада, преследует своих жертв. Оператор Филипп Русло применил особый метод: камера крепится на одну неподвижную точку и, получается, что всё крутится вокруг нее. Голова Морана оставалась для зрителя недвижимой, зато весь остальной мир вертелся и взрывался. Спецэффекты превзошли всякое ожидание. Просто какое-то волшебное запредельное техническое богатство. Можно без колебаний сказать, что Оскар за спецэффекты в феврале вполне может получить «Шерлок Холмс».                                                                                  

Саундтрек очередной части франшизы о британском сыщике составили в основном классические композиции. Мистично звучит ария Командора из «Дон Жуана» Моцарта во время терракта в Торговой палате, а вальс Штрауса по контрасту только усиливает наэлектризованность атмосферы перед убийством посла в финале картины. Оригинальная же музыка Ханса Циммера постоянно напоминает о том, что это фильм Гая Риччи, Господа!

Действительно, ну кто ещё мог снять такое безрассудно роскошное и захватывающе провокационное кино? Только Гай Риччи, прославившийся своими остросюжетными криминальными драмами, каждая их которых  - шедевр. По сути, его «Шерлок» – очередная вариация на тему криминала, но уже не в местечковом формате и режиме реального времени. В «Шерлоке» противостояние бизнескланов  дано в мировом масштабе, а философское обобщение переходит в собственную мифологию.

В мире кино художественные тенденции сменяются молниеносно. Неизменным остаётся одно - наличие героя. Он всегда квинтэссенция своего века. Но тут получается интересная вещь. С одной стороны, он – собирательный образ современников, а с другой – ролевая модель для масс. Наше время, к сожалению, пока не может предложить хоть сколько-нибудь заметного культурного героя, поэтому активно интерпретируются  вечные образы. Судя по всему, трендом нашей информационной эпохи суждено стать интеллектуалу Шерлоку Холмсу. Причём в двух вариантах. Один -  живёт в современном мире, эмоционально скупой и высокомерный социопат с мозгом, напоминающим мощный процессор, а другой – этакий супергерой, успешно сочетающий дедуктивный метод с боевыми искусствами. Не важно, кого вы в силу своих представлений предпочтёте. Главное, что они оба сражаются на стороне добра, а значит, в современном мире всё же есть место справедливости и чести.

Елена Кравцун

Вернуться к списку новостей