Опера с роковой репутацией и множеством музыкальных версий возвращается на сцену Мариинки спустя одиннадцать лет со времени последней постановки. В 2000-м году это была ко-продукция с Вашингтонской национальной оперой, режиссером выступила Марта Доминго. Известно, что Оффенбах умер до завершения оркестровки, поэтому существует несколько редакций оперы «Сказки Гофмана».


За нынешнее режиссерское воплощение фантастического действа Оффенбаха в полной версии Мишеля Кайе и Жана-Кристофа Кека взялся известный режиссер Василий Бархатов, на счету которого уже седьмая премьера в Мариинке. После недавних «Мертвых душ» Родиона Щедрина Бархатова заинтересовала история жизни Гофмана, которую он и попытался донести до публики. При этом главный герой оперы по замыслу Бархатова – социопат. Гофман проводит время у себя дома и наблюдает за одной из главных героинь Стеллой. При этом три другие девушки – Олимпия, Антония и Джульетта являются двойниками образа Стеллы, сочетая в себе черты куклы, артистки и куртизанки. Василий Бархатов использует мультимедийные средства: на большом экране транслируются видеоролики с эйфорическими фантазиями Гофмана, а на суперзанавесе можно увидеть текст, поясняющий события, происходящие в опере.

Василий Бархатов, режиссер спектакля: «Когда я рассказывал о Гофмане, как о персонаже и личности - не литераторе, а герое оперы Оффенбаха, мне было проще сравнивать людей, психика которых расшатана их литературным творчеством, алкоголем и прочим, и давала такие сбои. При этом литературные персонажи обретали реальную жизнь. Такова история с Гофманом. Реальный Гофман жил тройственной жизнью. Днем он работал в суде, был чиновником, таким "офисным планктоном" третьего звена, а вечером он успевал пропустить стаканчик-другой в кабаке, и затем всю ночь писал свои литературные произведения. Все его персонажи, собственно говоря, ему и являются в реальной жизни. Поэтому, свою версию спектакля я заимствовал из жизни Гофмана и, конечно же, оперы Оффенбаха».

Спектакль «Сказки Гофмана» получился очень ярким и динамичным. В этом большая заслуга сценографа Зиновия Марголина: пространство сцены преображается то в гостиную Гофмана, то в открытую террасу с шумом падающих капель дождя, под которым стоит Антония, то в медицинскую лабораторию, то в концертный подиум. Третье действие оперы происходит в канун католического Рождества. «Эти трансформации будоражат сознание Гофмана», - считает Зиновий Марголин.

Зиновий Марголин, сценограф спектакля: «Революционный спектакль – это не изменение одежды, а изменение смыслов. По смыслу это все то же самое. Заводная кукла – сегодняшняя виртуальная девушка. Гофман был бы счастлив, если бы он увидел то, что возможно сотворить в настоящее время».

Репетиции «Сказок Гофмана» в Мариинском театре шли в предельно интенсивном режиме. По замыслу самого Жака Оффенбаха партии всех злодеев в опере: Миракля, Дапертутто, Копеллиуса и альтер-эго Гофмана – Линдорфа исполняет один солист. В премьерном спектакле участвовал Ильдар Абдразаков, сумевший на сцене перевоплощаться в своих злополучных героев. Великолепен исполнитель роли Гофмана – Сергей Семишкур. Среди других солистов отмечу превосходную актерскую игру и прекрасный вокал Ларисы Юдиной, Оксаны Шиловой, Екатерины Соловьевой и Ларисы Гоголевской.

За дирижерским пультом на премьерных показах оперы 26 и 27 декабря – художественный руководитель и главный дирижер Мариинского театра Валерий Гергиев.

Валерий Гергиев: «Мне кажется, Василий Бархатов сделал смелую и необычную постановку. Во время премьеры чувствовалось, что спектакль живет и идет на одном дыхании. У каждого режиссера есть свое представление о том, как делать «Сказки Гофмана». Это - то прочтение данной оперы, которое, может быть, вряд ли сегодня предложил бы английский или американский режиссер. Наверное, это уже плод воображений и фантазий российской постановочной бригады. Меня это только радует. Думаю, что в последние сезоны мы были избалованы визитами хороших режиссеров. При этом большое количество удачных работ, среди которых я бы ни в коем случае не забывал о предыдущей работе Бархатова и Марголина «Мертвые души» Р.Щедрина. Сейчас в новой работе они сделали для себя очередной крупный и важный шаг».

Хочется верить в успех сценической судьбы новой театральной работы, во всяком случае, Валерий Гергиев планирует показать спектакль зрителям всего мира.

Виктор Александров (Мариинский театр, Санкт-Петербург, специально для радио «Орфей»)

Вернуться к списку новостей