Под занавес уходящего года БСО им. Чайковского сделал музыкальное приношение Софии Губайдуллиной, посвященное юбилею выдающегося композитора современности. И хотя официальная дата празднования уже позади, оркестр и маэстро Владимир Федосеев преподнесли композитору своеобразный музыкальный подарок в виде необычного концерта, в котором участвовали сразу три дирижера: Александр Сладковский, Александр Чернушенко и Владимир Федосеев.

Художественный руководитель и главный дирижер БСО им. Чайковского еще раз упомянул о высокой духовности музыки Софии Губайдулиной и той нравственности, которую она несет людям.

Владимир Федосеев: «Этот композитор, как ее называют – «женщина тишины», которая творит в этой тишине такие шумные и грандиозные вещи, как, допустим, «Пир во время чумы», или «Концерт «In tempus praesens» («В настоящем времени»). Я специально не включал в программу прошлого московского фестиваля наше выступление. Мы старались запечатлеть как бы отдельно ее портрет. В лице Софии Губайдулиной видна вся ее суть, все ее творчество. Покой, глубокий взгляд. София Губайдулина для меня важный композитор. В ее творчестве соединились черты музыки Запада и Востока. Она использует колоссальные тембровые краски в оркестре, создавая при этом потрясающую музыку. Желаю ей крепкого здоровья и долгих лет жизни на благо нашего искусства».

Помимо самого Владимира Федосеева в программе концерта выступил Александр Чернушенко (он дирижировал Поэму-сказку, раннее сочинение 1971 года, в котором заметны авангардные веяния, характерные для творчества Софии Губайдулиной той поры).

Гвоздем программы стали поздние произведения Софии Губайдулиной, одно из которых, третья часть триптиха «Надейка» – «Пир во время чумы», впервые прозвучало  в России.

София Губайдулина: «Я чувствую глубокую трагичность человеческого существования именно в данный момент, поэтому «Пир во время чумы» для меня какое-то личностное сочинение, потому что это происходит от А.С.Пушкина. Но более актуально оно именно сейчас. Человечество с моей точки зрения стоит перед страшной угрозой, перед страшной опасностью. Внутренне человечество испытывает боль, и в то же время контрастно к этому все люди стремятся только веселиться и танцевать. Потеря человечности может произойти в пользу машинизированных отношений. Я уже сейчас встречаю людей, похожих на машины, и они со мной разговаривают, будто я тоже машина. Это меня пугает и очень беспокоит, в конце концов, это моя внутренняя боль. Раскаяние совершенно необходимо, без этого нет очищения».

Дирижер Александр Сладковский находит в трагической партитуре «Пира во время чумы» озарения, подобно вспышкам света, обличающего современный хаос жизни.

Александр Сладковский: «Для меня музыка Губайдулиной до сих пор остаётся огромной загадкой. Это, наверное, очень хорошо, потому что в таких пространствах ты понимаешь, что у тебя впереди еще целый мир, который надо успеть постичь. Редкий случай, когда перед началом репетиции существует жуткий страх, что это может не получиться. Вы знаете, я давно (смеется) не испытывал такого страха. Казалось бы, технологически там всё достаточно просто, но масштаб, который предлагает Губайдулина в этой партитуре, он какой-то необъятный совершенно. Оркестровый и звуковой диапазон не имеет границ в той мощи и жуткой красоте, заложенной в этих нотах». 

Венцом программы вечера стала вершина инструментального творчества Губайдулиной – Концерт №2 для скрипки с оркестром «In tempus praesens» («В настоящем времени»). Сочинение 2007 года посвящено немецкой скрипачке Анне-Софи Муттер, которая уже исполняла премьеру Второго концерта в Москве и Поволжье с оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

София Губайдулина о сочинении «In tempus praesens»: «Для меня, как для художника очень важно как раз наличие спокойствия, тишины, из которой я могу почерпнуть истинное свое слышание музыки. Меня очень интересует вопрос времени, как и многих других художников ХХ века. Вопрос о том, как переживается время? Сожаление о том, что мы не имеем в принципе настоящего времени. Мы имеем только вечный переход от прошлого к будущему. И это настоящее время приобретается человечеством только в религиозном опыте либо в искусстве. У меня много произведений посвящено именно этой теме. Но почему это сочинение называется «In tempus praesens»? Дело в том, что, когда я получила заказ на это сочинение, то по существу это был заказ написать концерт для Анне-Софи Муттер. Когда я размышляла над этим, как построить вещь, совершенно спонтанно мне явилась фигура Софии – Богини мудрости. Может быть, это совершенно случайно совпадение – я София и Анне-Софи Муттер. Но каким-то образом эта фигура постоянно курировала мои фантазии, пока я сочиняла эту вещь. Вообще, София в религиозном опыте является инициатором времени. Она является творческим принципом божественной субстанции. А творческий принцип – это превращение какого-то феномена в пространство и время».

Сегодня Второй концерт Губайдулиной в репертуаре нескольких знаменитых скрипачей мира, в том числе и Гидона Кремера, который влюблен в музыку Софии Губайдулиной. Известно, что Первый концерт «Offertorium» Губайдулина посвятила именно ему.

Гидон Кремер: «Немногим понятна красота экстремальных звуковых трансформаций в произведениях Софии Губайдулиной. Исполнителям порой бывает очень трудно овладевать подобным материалом. Это похоже на покорение альпинистами горных вершин, которое требует виртуозных навыков и целеустремленности. Тем больше удовлетворения получаешь, когда вершины покорены. Многое, что отражается в музыке Губайдулиной, порой и есть то реальное или не произошедшее, что заставляет нас чувствовать близость друг к другу». 

«Партитура Второго концерта замечательная, богатая красками, идеями. Это особый мир, в который для меня входить радость. Я очень доволен, что теперь существуют два концерта для скрипки Софии Губайдуллиной». 

Концерт БСО им. Чайковского в Большом зале Московской консерватории собрал огромное количество слушателей, почитателей сокровенного мира музыки Софии Губайдулиной. Публика приветствовала музыкантов продолжительными овациями. 

Виктор Александров, радио «Орфей»

Вернуться к списку новостей