В Санкт-Петербурге продолжаются концерты XII международного зимнего фестиваля «Площадь искусств». 

Один из старейших оркестров Швейцарии Люцернский симфонический оркестр во главе с Джеймсом Гаффиганом посетил северную столицу.

Коллектив был основан в 1806 году и за свою двухвековую историю утвердил статус Люцерна как одного из самых известных музыкальных центров мира. Наряду с обширным репертуаром классических произведений и опусами композиторов XX века, Люцернский симфонический оркестр испытывает особый интерес к новой музыке, созданной в наши дни. Швейцарскому коллективу посвящали свои произведения: Родион Щедрин и София Губайдулина, Ираида Юсупова и Нил Хефти.

В Санкт-Петербурге Люцернский оркестр выступает впервые. В программе гастролей сочинения Ференца Листа, Йоганесса Брамса и современного немецкого композитора Вольфганга Рима.

Накануне концерта состоялась встреча с интендантом оркестра Нумой Бишофом-Улльманом, главным дирижером Джеймсом Гаффиганом, пианистом Николасом Ангеличем, а также музыковедом и модератором артистического отдела знаменитого Люцернского фестиваля классической музыки Марком Заттлером. Он провел специальную конференцию «Вольфганг Рим и пути развития современной музыки».

Марк Заттлер: «Неслучайно наш выбор пал на творчество Вольфганга Рима. С нашей точки зрения, этот композитор, безусловно, достойный и, что само по себе уникально, он принадлежит и современному, и классическому музыкальному языку. Это очень редкое сочетание. Вольфганг Рим уже написал Скрипичный концерт для Анне-Софи Муттер. Он сотрудничал с Джеймсом Гаффиганом, Инго Метцмахером, Клаудио Аббадо. Этот композитор уже достаточно опытен в сфере академического музицирования. Вольфганг Рим написал четыре оркестровые пьесы, как отклик на четыре симфонии Брамса. И мы очень надеемся, что будущим летом на фестивале в Люцерне состоится исполнение всех этих пьес как цельного симфонического произведения».

Новое сочинение Рима «Близкое далёко» является музыкальным комментарием к Первой симфонии И.Брамса. Здесь нет цитат из музыки немецкого классика, но создается иллюзия максимального приближения к его произведению. Музыкальный материал партитуры Вольфганга Рима отсылает слушателя к разным временам и стилям. Само название сочинения адресует нас к поэзии Гёте: «Сверху сумерки нисходят и все далёкое становится близким».

Сольную партию в  Первом концерте для фортепиано с оркестром ми бемоль мажор Ференца Листа исполнил американский пианист Николас Ангелич. Артист второй раз выступает в Санкт-Петербурге, выбор музыки Листа считает вполне закономерным

Николас Ангелич: «Лист конечно очень важный композитор не только в фортепианной музыкальной литературе. То, что он сочинил для оркестра, очень важно и для других инструментов. Этот автор был очень современен в свою эпоху и, по сути, открыл новый взгляд на музыку. Поэтому мне кажется, что сочинения Листа очень логично исполнять вместе с ныне живущими композиторами…» 

Особая заслуга в успехе Люцернского оркестра принадлежит, конечно, главному дирижеру Люцернского оркестра Джеймсу Гаффигану, который вдохновил своей энергией музыкантов. Маэстро совмещает работу в швейцарском коллективе с руководством филармоническим оркестром радио Нидерландов.

Джеймс Гаффиган: «Моей задачей как руководителя оркестра было важно показать звучание брамсовского звука. Я много раз дирижировал симфонии Брамса с Люцернским оркестром, но исполнить их здесь, в Петербурге в Большом зале филармонии большая честь для меня, особое достижение оркестра. Я впервые выступаю в России, и много раз видел этот зал по телевизору, знаком с записями великого Евгения Мравинского. У меня рождается какое-то странное ощущение, оно очень тёплое. Я ощущаю наш приезд как что-то очень живое…»

Звучание Люцернского оркестра отличалось благородной сдержанностью и аристократизмом стиля: матовые струнные сочетались с бархатистыми тембрами духовых. Эти качества  характерны для большинства швейцарских оркестров.

Величественный финал Первой симфонии Брамса стал апофеозом программы швейцарских музыкантов

Фестиваль «Площадь искусств» продолжится сегодня в залах петербургской филармонии концертами Дмитрия Хворостовского в сопровождении Ивари Илья, а также Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии под управлением испанского дирижера Хесуса Лопеса-Кобеса. Сольную партию  в концерте Антонина Дворжака исполнит выдающаяся виолончелистка Наталья Гутман.

Виктор Александров из Санкт-Петербурга, специально для радио «Орфей»

Вернуться к списку новостей