Берлинский филармонический оркестр во главе с сэром Саймоном Рэттлом продолжает серию абонементных концертов в немецкой столице, посвященных музыке Густава Малера.

На протяжении концертного сезона Саймон Рэттл неоднократно обращался к партитурам австрийского композитора. При этом программы выступлений удачно сочетают музыку великого симфониста с произведениями современников Малера, написанных примерно в одно время. 

В концерте, который состоялся вчера в Берлинской филармонии, прозвучали сочинения Леоша Яначека (финальная сцена из заключительного акта оперы «Похождения лисички-плутовки»), а также симфония-кантата «Песнь о Земле» Густава Малера.

Примечательно, что опера Яначека была возобновлена на театральной сцене после войны именно в Берлине в середине 1950-х годов.

Комические персонажи увлекательной оперной истории Леоша Яначека, заимствованной из новеллы чешского писателя  Рудольфа Тесноглидека, никоим образом не примыкают к лесным зверям. С искрометным юмором и долей лукавой иронии композитор изобразил людей в животном обличье. Опера поражает красочными сценами, изобретательностью композиторской мысли. Финал «Лисички-плутовки» – славление торжества природы и гармонии.

В главных партиях выступили: Джеральд Финли – Лесничий, Анна Софии фон Оттер в роли жены Лесничего и Стюарт Скилтон в амплуа забавного Школьного учителя.

Концерт продолжила поздняя симфония-кантата Густава Малера «Песнь о Земле» на слова средневековых китайских поэтов. Для композитора это автобиографичное произведение. Лето 1907 года принесло ему множество невзгод: смерть старшей дочери и известие о собственной неизлечимой болезни сердца. Острые переживания отразились в музыкальных произведениях тех лет, в том числе и в «Песни о Земле». Это ожидание конца жизни, прощание с окружающим миром. Малер понимал, что жить ему оставалось недолго. 

Саймон Рэттл очень тонко чувствует природу малеровской музыки, оркестр Берлинской филармонии звучал под его управлением предельно выразительно и совершенно.

Сэр Саймон Рэттл: «Когда я впервые услышал музыку Второй симфонии Густава Малера, то совершенно был сбит с толку. И это одна из причин, по которой я стал дирижёром. Прежде всего, нужно верить в то, о чем говорит в своей музыке Малер. И если у вас есть инстинкт и активная дирижерская воля, вы ощущаете музыкальную ткань симфоний Малера как нескончаемый поток эмоций. Необходимо все время контролировать себя и оркестр, следовать авторским указаниям в обозначении темпов и штрихов. Ведь Малер прекрасно знал свои собственные инстинкты как дирижер. Он открывал в каждой из своих симфоний новые музыкальные миры. Мы иногда забываем о том, что композиторы были такими же людьми, как и все остальные. Дирижерам, работавшим рядом с Малером, крупно повезло в жизни. Одним из таких счастливцев был Бруно Вальтер, который впервые исполнил «Песнь о Земле». Получить рекомендации от Малера – моя неосуществимая мечта. Я хотел бы задать Малеру множество вопросов».

В берлинском исполнении произведения также приняли участие вокалисты высочайшего уровня: австралийский тенор Стюарт Скелтон и шведское меццо-сопрано Анна Софи фон Оттер.

Анна Софии фон Оттер: «Музыка Густава Малера играет огромную роль в моей жизни, я часто исполняю его песни, участвую в вокальных симфониях. Однако, «Песнь о Земле» совершенно особенное, личное для меня произведение. Когда концерт начинается, ты уже осознаешь, что он будет неповторимым – ведь Саймон Рэттл создаёт особую ауру универсального мира, за какую бы партитуру не брался».

Безмятежным покоем и одиночеством проникнута финальная часть «Песни о земле» – «Прощание». Композитор постепенно уходит из земной жизни, ему открываются необозримые горизонты вечности.

Когда истаяли звуки последних тактов малеровской Lied, в зале воцарилась глубокая тишина. По медленно опускающимся рукам Саймона Рэттла чувствовалось, что пульс сочинения еще продолжает биться. Это было подобно угасанию человеческой жизни. Публика тоже соучаствовала в этом действе. После нескольких мгновений тишины зал буквально взорвался аплодисментами и устроил артистам продолжительные овации.

Прошедший концерт по праву можно назвать выдающимся. Он, несомненно, войдет в число самых значительных событий в истории Берлинской филармонии.

Виктор Александров, Берлин (Германия) специально для р/ст «Орфей»

Вернуться к списку новостей