Сегодня имя Пааво Ярви, сына знаменитого Неэме Ярви, хорошо известно в любом уголке земного шара. Пааво Ярви родился в Таллинне в 1962 году. В юности он увлекался рок-музыкой и даже являлся лидером одной популярной эстонской рок-группы. Однако в скором времени молодой музыкант увлекся классической музыкой и дирижерским ремеслом. В 1980 году семья Ярви эмигрировала в США. В Америке Пааво Ярви получил высшее музыкальное образование под руководством Леонарда Бернстайна. Общение с великим американским композитором и дирижером особенно повлияло на дирижерскую карьеру молодого музыканта.

Пааво Ярви в течение ряда лет возглавляет оркестры в Цинциннати, во Франкфурте и в Бремене. С 2010 года этот список пополнил еще и Парижский симфонический оркестр (Orchestre de Paris).

Маэстро удается сохранять концентрацию и особенное внимание к каждому из возглавляемых им музыкальных коллективов. Ведь всем им свойственна собственная ментальность и неповторимая культура звучания.

Для Cимфонического оркестра Франкфуртского радио (hr-Sinfonieorchester Frankfurt), по словам Пааво Ярви, характерны «страстность и восторженная любовь к музыке».


Симфонический оркестр Франкфуртского радио / Пааво Ярви / Фото со страницы оркестра на сайте http://www.hr-online.de

Пааво Ярви: «Для меня это один из лучших оркестров Германии. Здесь каждый из артистов – персона, уникальная личность. Поэтому, исполняя любого рода сочинение, оркестр вовлекается в процесс музицирования всей душой и сердцем. Особенно это заметно в симфониях Антона Брукнера. Здесь очень важна немецкая традиция, прежде всего культивирование звука. Не будем забывать о том, что оркестр Франкфуртского радио во главе с Элиаху Инбалом возродил музыку Брукнера в послевоенной Германии. Они впервые записали весь цикл симфоний композитора.

Все концерты, которые дают коллективы Берлина, Мюнхена, Гамбурга, Ганновера, Штутгарта и Франкфурта, записываются и транслируются в живом эфире. Это очень ценно и важно, по крайней мере, для меня. Я предпочитаю записи Live, меня меньше увлекает работа в студии. Ведь сам процесс ситуации концерта всегда непредсказуем. Уровень немецких радиооркестров за последние двадцать лет невероятно возрос. И это факт, с которым трудно не согласиться.

Всегда важно сохранять мобильность, контактную атмосферу в коллективе и, конечно же, стремиться к обогащению и расширению репертуара. Ни в коем случае нельзя зацикливаться на хрестоматийных произведениях, их нужно постоянно чередовать с малоизвестными опусами, по ряду причин выпавшими из поля зрения музыкальной общественности».

В программе концерта оркестра Франкфуртского радио на сцене Кельнской филармонии в рамках филармонического абонемента немецких радиооркестров наряду с популярными произведениями Рихарда Штрауса (симфоническая поэма «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля», соч.28) и Феликса Мендельсона (Концерт для скрипки с оркестром ми минор, соч. 64, солистка Хиллари Хан), прозвучала редко исполняемая Шестая симфония датского композитора Карла Нильсена.

Творчество этого скандинавского классика до сих пор еще не оценено по достоинству исследователями и слушателями. Между тем, магия сочинений Карла Нильсена притягивает к себе своей оригинальной стилистикой и рельефностью композиторского письма. В первую очередь, это касается персонификации оркестровых тембров: каждому инструменту уделяется значительное внимание.  

Пааво Ярви: «Шестая симфония Нильсена – одна из самых сложных симфоний в творчестве композитора. Ее очень тяжело играть. Ведь речь здесь идет не столько о простоте, сколько о последствиях ужасающей Первой мировой войны. Что же стало с нашей планетой? Уничтожение красоты и крушение человеческих идеалов вызваны этим кошмаром. Поэтому, название «Sinfonia semplice» («Простая симфония») я не воспринимаю как легкую игру и поверхностное слушание. То, что должно быть красиво и легко, уничтожено самими людьми. И как возродить былое прошлое, до сих пор остается загадкой… В симфонии Нильсена скрыто множество мотивов, например, горький юмор и абсурд. К чему стремится человечество? Нильсен очень правдиво выразил эти чувства  в музыке. Я даже нахожу здесь параллели с поздним Шостаковичем. Ведь Шестая симфония была написана Нильсеном в 1925 году, когда молодой Шостакович завершил свою Первую симфонию. Я думаю, Шостакович лично не знал Нильсена. Но подспудно во многих сочинениях Дмитрия Дмитриевича ощущается очень сильное влияние музыки датского композитора. А еще я нахожу в материале Шестой симфонии Нильсена параллели с музыкой Сергея Прокофьева и Чарльза Айвза. Я полагаю, что на композиторский стиль Нильсена несомненно повлияла как немецкая, так и скандинавская музыкальная культура».

В трактовке Пааво Ярви Шестой симфонии Нильсена оркестр звучал  колоритно и  выразительно, исполнительская самоотдача музыкантов вселила в эту симфонию долю оптимизма и серьезности.

Виктор Александров, Кельн (Германия)

Вернуться к списку новостей