Карибское настроение с головой поглощает Москву, а вернее столичные кинотеатры – вслед за только что вышедшим «Ромовым дневником» по Хантеру Томпсону на экранах стартует музыкальный анимационный фильм оскароносного испанца Фернандо Труэбы – «Чико и Рита». Предпремьерный показ состоялся 23 октября, торжественная презентация ожидается 29 октября в «Художественном» в рамках Большого Фестиваля Мультфильмов, а с 3 ноября картину можно будет увидеть в ряде московских кинотеатров.

«Чико и Рита» – горячий стильный мультик для взрослых[1], действие которого вращается вокруг 40-50-х годов в предреволюционной Кубе и гангстерском Нью-Йорке на фоне набирающего обороты исступленно мощного афро-кубинского джаза. Колорит непревзойденный! Настоящий балдеж для ценителей джаза и красивое удовольствие для всех остальных.

«Chico & Rita» Official Trailer

Над фильмом работала команда профессионалов, каждый из которых знаковая фигура в испано-латинском сообществе. Прежде всего, это режиссер Фернандо Труэба – в 1993 году его фильм «Эра Красоты» («Belle Epoque») был удостоен «Оскара», как «Лучший иностранный фильм». В свою очередь «Чико и Рита» стала для режиссера первым опытом работы в жанре полнометражного анимационного кино. Одним из наиболее рьяных инициаторов проекта был всемирно известный и в то же время исключительно самобытный графический дизайнер Хавьер Марискаль. Особое признание ему принес талисман Летних Олимпийских игр в Барселоне 1992 года – собачка Коби. С тех пор Марискаль снискал славу «истинно испанского художника» и «рекордсмена в области детского дизайна». «Чико и Рита» – рисованный мультфильм – своеобразное ретро наших дней – эта техника сегодня буквально на глазах теряет актуальность. Нарисованная Хавьером Марискалем картина ценнее вдвойне. Графика, особенно в панорамных планах, почти филигранная – плотная, насыщенная деталями, но в целом абсолютно наивная, намеренно упрощенная и деформированная. Во всём чувствуется бездна авторского шарма, но при этом картинку не назовешь благолепной: художник не стремится ни к натуралистичности, ни к выверенным пропорциям. В руке Хавьера Марискаля ощущается обаятельная фривольность и темпераментность, но вместе с тем и крепленная стилистическая убежденность.

«Ключевой задачей в процессе создания фильма было определиться с анимационным стилем – насколько графично и насколько реалистично. Нам пришлось долго размышлять над тем, какого качества пластика нам необходима. Анимация призвана погружать в другую реальность – это совершенно иной сорт динамики. Нам хотелось наделить героев живыми человеческими чувствами, но вместе с тем привнести в их образы и ту поэтичность, которая возможна только в анимации. Мы потратили около полугода, выискивая нужный баланс», – рассказывает один из аниматоров – младший брат Марискаля Тоно Эррандо.


Первоначально создатели были увлечены идеей снять фильм о гаванской музыкальной культуре поздних 40-х и 50-х годов. По словам Эррандо:«Это был фантастический период в музыке, когда кубинские музыканты стали активно перебираться в Нью-Йорк, присоединяясь к англо-саксонским джаз-бэндам. Этот фьюжн кардинальным образом повлиял на музыку тех лет». Несмотря на энциклопедическую подкованность в теме и недюжий энтузиазм Марискаля и Эррандо, режиссер картины Фернандо Труэба настоял на том, чтобы, прежде всего, это была история о любви. Непременно классическая – юноша и девушка: она – певица, он – пианист. Подобно бесконечно романтичным и печальным латинским болеро: «Я не смогу поцеловать тебя снова, потому что твои губы целовали другие губы…».

«Для меня «Чико и Рита» – это романтическая песня, баллада. Это история двух молодых людей, которых жизнь то разлучает, то вновь соединяет вместе. Это фильм – полный музыки и любви, чувственности и цвета», – говорит Фернандо Труэба.

И добавляет: «Вам не нужно быть большим специалистом в истории кубинской музыки или американского джаза, чтобы наслаждаться этим кино. Но если вы что-то знаете об этом периоде и этом времени, то, возможно, обнаружите для себя парочку особых сюрпризов».


«Chico & Rita» - кадр из фильма

В картине звучит музыка легендарного кубинского композитора Бебо Вальдеса – центральной фигуры золотого века кубинской музыки, одного из руководителей знаменитого на весь мир гаванского кабаре-клуба Tropicana. Специально для «Чико и Риты» Бебо Вальдес переделал многие из своих произведений, адаптируя их под сюжетные повороты и характеры главных героев. Как и хотел того режиссер Фернандо Труэба музыка стала кипучим и ярким контекстом, фоном, атмосферой этого фильма. Помимо Бебо Вальдеса здесь звучат также Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи и Телониус Монк. А в самом начале – Чико, подменяющий в клубе приглашенного пианиста, с ужасом в глазах пытается играть Стравинского, который никак не ложиться под его виртуозные пальцы. «Чико и Рита» – музыкальная зарисовка того, как вдохновленные нью-йоркским би-бопом знойные кубинцы ворвались в него со своими экзотическими перкуссиями.

Тоно Эррандо: «Это было время, когда такие музыканты как Чарли Паркер или  Диззи Гиллеспи наконец-то донесли до слушателя свою новую музыку – которая не предназначалась для танцев, изобиловала нотными знаками, игралась в дико быстром темпе – которую сейчас мы называем джазом. А затем пришли кубинские музыканты. Диззи Гиллеспи в своих интервью не раз с особым волнением вспоминал свое первое выступление с Чано Позо. Чано Позо был первым перкуссионистом, которого пригласили играть в джаз-бэнде. Перкуссия – вот был новый инструмент. Именно он привнес в классический джаз те самые неслыханные здесь прежде латинские и африканские ритмы. В джазовом биг-бэнде произошло совмещение традиционных барабанов (drums) и перкуссионных инструментов (percussion), что привело к заметному расширению ритм-группы…»

Чучо Вальдес / http://www.valdeschucho.com / 

В Москве картину презентовал сын Бебо Вальдеса – не менее выдающийся кубинский музыкант и джазмен, обладатель семнадцати номинаций и восьми премий «Grammy» Чучо Вальдес. На конец октября у артиста были запланированы гастроли в Москве и Санкт-Петербурге. Московский концерт 24 октября в БЗК по неизвестным причинам был перенесен на более позднее время. А 26 октября Чучо Вальдес выступит в Большом зале Петербургской филармонии. Зато в столице музыкант представил мультфильм «Чико и Рита» на предпремьерном показе, а в рамках последующего за тем «Q&A» ответил на вопросы зрителей, рассказал о кубинском джазе, своей музыкальной карьере и любви к русским композиторам.

Любопытно, что Чучо Вальдес не в пример устойчивому имиджу джазовых музыкантов оказался сдержан на эмоции и рассудителен.  Говорит ли он о симпатии к российской публике или о том, что уже в восемь лет от роду был определен в Гаванскую консерваторию, причем сразу на четвертый курс – всё с большим достоинством и без всяких восторгов, так, что иной раз аплодисменты повисали в воздухе, столь невозмутим был сам маэстро. О своих многочисленных «Grammy» – пять из них Grammy Awards и три Latin Grammy Awards – музыкант говорит и того более бесстрастно, как о чем-то само собой разумеющемся и естественном едва ли не для каждого смертного. «А где вы их храните?», – звучит вопрос из зала. «Ну как где – дома у меня специальная полочка», – лаконично отвечает Вальдес.

Новый альбом Чучо Вальдеса «Chucho`s Steps», отмеченный Grammy (2011)

А между тем восторг от рассказа Чучо Вальдеса одолевал самих зрителей. В три года, будучи совсем маленьким мальчиком, он уже на слух наигрывал мелодии, услышанные по радио, обоими руками и в любой тональности. Его первым учителем стал его отец – «великий Бебо Вальдес». Сам Чучо говорит, что благоприятная музыкальная среда в семье способствовала его энергичному музыкальному прогрессу и освоению сразу нескольких стилей. В четырнадцать лет он уже окончил Гаванскую консерваторию (Municipal Music Conservatory of Havana). В пятнадцать собрал свое первое джазовое трио. В восемнадцать – дебютировал в оркестре своего отца «Sabor de Cuba». В течение 1960-х годов, работая среди прочего в оркестре Гаванского музыкального театра, артист сформировал свой уникальный стиль, в котором классика, традиционная кубинская музыка и джаз сливаются в непротиворечивом единстве. В 1970-м его ансамбль стал первым базирующимся на Кубе джазовым коллективом, официально выступившим вне Острова Свободы – на фестивале Jazz Jamboree в Варшаве. А в 1973-м Вальдес собрал свою легендарную группу Irakere, которой суждено было стать важнейшей музыкальной формацией в истории современной кубинской музыки. С Irakere он получил свой первый «Grammy» за пластинку «Misa Negra», а сама группа стала первым кубинским ансамблем – лауреатом этой престижнейшей музыкальной награды.

Остается надеяться, что Чучо Вальдеса мы еще обязательно услышим в Москве. А пока проникайтесь ромовыми настроениями и кубинскими ритмами, что к московскому ноябрю в самую пору!

Специальный обозреватель интернет-редакции РГМЦ Мария Юрченко

Вернуться к списку новостей