26 октября в культурном центре «Ковчег» состоялся первый общественный просмотр  полнометражного документального фильма Олега Дормана «Нота» о Рудольфе Баршае.  Фильм был снят  режиссером  осенью  2010 года в Рамлинсбурге (Швейцария), в доме  музыканта, незадолго до его кончины.

Олег Дорман, известный своим многосерийным фильмом «Подстрочник», воспользовался тем же приемом: он  крупным планом снял рассказы Рудольфа Баршая - выдающегося альтиста и дирижера, создателя первого в СССР Камерного оркестра - о жизни, о сотрудничестве с великими композиторами, о драме своего отъезда из СССР и, главное, о премудростях дирижерской профессии, о секретах музыки. Ее в фильме за кадром звучит много – в частности, безукоризненные записи  игры самого Баршая на альте. Его жизненным девизом было «Я точно знаю, что мне надо» - он следовал  ему неукоснительно, несмотря на все препоны. В фильме вскрывается множество до сих пор не известных фактов, касающихся отечественной музыкальной истории; показано огромное количество фотографий из архива музыканта.

После демонстрации фильма Олег Дорман сказал: «У меня было только одно желание – успеть снять Рудольфа Борисовича. Со мной должен был работать оператор Владимир Юсов, но я  понял, что можем не успеть – и снял фильм сам.  Раньше я не был знаком с Баршаем, знал его только как  выдающегося артиста».

На премьере присутствовала вдова музыканта Елена Баршай-Раскова. Она подчеркнула: «Дорман провел сумасшедшую работу. Это запоминающийся фильм».

- Баршай действительно был  такой беззлобный, как это следует из его рассказов?

Елена Баршай-Раскова: «Он всегда  был очень миролюбивый, мягкий, чуткий человек. Не умел бороться. То есть, умел, но за других.  Я училась бороться за него».

- А как он реагировал на предложение  сняться в фильме?

Е.Баршай-Раскова: «Он любил рассказывать о себе, о своей жизни.  Так ведь было что! Поэтому ему понравилось  сниматься.  Он хотел еще побольше рассказать о Малере».

Олег Дорман: «Он говорил: «Мне так нравится сниматься, но ведь я отнимаю время у своей работы, а его не так много осталось».

Е.Баршай-Раскова: «10 октября он наконец закончил труд жизни – оркестровку «Искусства фуги» Баха, и 10 же октября я отправила ее в издательство «Сикорский». Желание работать над «Искусством фуги» не покидало его никогда». 

Источник иллюстрации: http://intoclassics.net/

Вернуться к списку новостей