I look inside myself and see my heart is black

Я заглядываю внутрь себя и вижу, что мое сердце черное
Rolling Stones

«Я вижу поток машин и все они черные. Цветы и моя любовь никогда не вернутся ко мне». Именно эти слова из песни великой группы всех времён и народов Rolling Stones  звучали в моей голове, когда я вышла на залитую стареющим солнцем улицу Волхонка. Только пройдя метров десять и наткнувшись на разношёрстную, извивающуюся очередь желающих оценить гипнотическое искусство Дали, я вновь обрела себя в реальности. И поняла, виной всему она: Анни Лейбовиц – живая легенда фотографии.  

Ещё в детстве как-то перелистывая журнал Vogue, я наткнулась на сказочную фотосессию «Алиса в стране чудес», где в качестве главной героини выступила ролевая модель всех русских девочек, Наталья Водянова. Автором съёмки была Анни Лейбовиц. 

"Алиса в стране чудес" Анни Лейбовиц

С тех пор её работы для меня – твёрдое доказательство того, что фотография – это высокое искусство. Вы можете и сами убедиться в этом,  посетив ретроспективу «Анни Лейбовиц. Жизнь фотографа 1990–2005» в здании Отдела личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, проходящей в рамках «Американских сезонов», годичной серии мероприятий под эгидой посольства США. Премьера этой выставки, как и одноименного фотоальбома, состоялась в 2006 году в Бруклине. Уникальная коллекция фотографий  уже объездила множество залов в Америке, Европе и Австралии, всюду пользуясь абсолютным успехом. Представьте, только в одной Национальной портретной галерее в Лондоне ее посмотрели сто пятьдесят тысяч зрителей!  В московской версии выставки по желанию Анни добавлено 11 новых фотографий, что придаёт особый интерес событию.


Анни Лейбовиц не любит интервью. О крутом нраве самой востребованной женщины-фотографа в мире ходят легенды, а подробности её личной жизни долго скрывались под покровом тайны. Свой первый в жизни фотоаппарат — Minolta SR-T 101 она, тогда ещё студентка Академии живописи в Сан-Франциско, купила во время поездки в Японию. Это событие определило её дальнейшую творческую судьбу.  В 1970 году Лейбовиц встретилась с основателем и главным редактором «азбуки современной музыкальной культуры», журнала «Rolling Stone» Дженом Уэннером. Именно Анни, став главным фотографом «Rolling Stone»,  в течение 10 лет определяла изобразительный стиль дорогого сердцам меломанов всего мира  издания.  Во времена Вудстока она была богиней репортажной съемки, а в 1975 году Лейбовиц стала официальным фотографом группы Rolling Stones во время их американского турне. Эта фотохроника положила начало её долгому творческому роману с миром музыкантов. Результатом стала целая летопись истории музыки второй половины XX века.

I look inside myself and see my heart is black
I see my red door and it has been painted black
Maybe then I'll fade away and not have to face the facts
It's not easy facin' up when your whole world is black


Я заглядываю внутрь себя и вижу, что мое сердце черное,
Я вижу мою красную дверь, но она окрашена в черный.
Может, тогда я исчезну, и мне не придется мириться с действительностью.
Нелегко принять факт, что весь твой мир стал черен.


Rolling Stones

Самым знаменитым и одновременно трагичным портретом стала фотография Джона Леннона и Йоко Оно, где обнажённый Джон в позе человеческого эмбриона сжимает в объятиях одетую в чёрное непроницаемую Йоко.

Потом Лейбовиц вспоминала: «Когда Джон обнял её, это выглядело потрясающе сильно. Это выглядело так, будто ей холодно и он согревает её. Джон сказал: «В этом кадре ты показала наши отношения именно такими, какие они есть. Пообещай мне, что он будет на обложке». Эта фотография, появившаяся на обложке «Rolling Stone» стала своего рода эпитафией музыканту – через 5 часов после фотосета Джон Леннон был убит.

С 1983 года Анни Лейбовиц сотрудничает с журналами Vanity Fair и Vogue, занимается портретами венценосных особ, селебрити крупного колибра, звёзд шоу-бизнеса и политики. На выставке представлены работы в разных жанрах:  портреты, пейзажи, интерьерные съемки, репортажные произведения,  всего 200 фотографий. 


Глядя на эти работы, понимаешь, именно фотопортрет – её главный козырь. Небывалая искренность, беззащитность даже у маститых светских персонажей удивляет зрителя. Причём в сознании постоянно пульсирует слово «картина». Мастерски продуманные детали, выверенный свет и композиция, а главное захватывающий сюжет, подспудно присутствующий в каждом кадре, делают  Лейбовиц, наследницу искусства Ричарда Аведона, подлинным живописцем. Вот, например, портрет Мика Джаггера, которого трудно представить без его фирменной обаятельной улыбки и ореола клоунады,  предстаёт перед нами серьёзно обеспокоенным поиском смысла жизни, излом его души так и проступает в этом кадре. А оммаж великому Ричарду Аведону превращается в сеанс психоанализа – взгляд, смотрящей на вас модели, проникает в такие закоулки сознания, что и Фрейд бы позавидовал.  Не менее сильным получился портрет Уильяма Берроуза – отца современной поп-культуры, представшего, будто олицетворение старости. Надо заметить, что Анни не скрывает недостатков своих моделей – морщины, шрамы и тату эстетизируются. Изображение кричащего  Джима Кэрри вполне может  поспорить по глубине экспрессии со знаменитым полотном Эдварда Мунка.

Верхом совершенства женской красоты с точки зрения глянца может считаться фотография великолепной Николь Кидман в платье от кутюр, от которой словно исходит золотое свечение.

Модель всех моделей Синди Кроуфорд в образе Евы-искусительницы настолько хороша, что невольно понимаешь, почему Адам не устоял.  Но особенно меня покорило абсолютно неканоническое фото  «Карен в своём доме в Нью-Йорке», своего рода ответ Веласкесу и его «Венере с зеркалом». Абсолютный эскапизм – модель повёрнута к зрителю спиной; абсолютное обнажение – молочная гладь тела и открытое окно; абсолютное одиночество – запущенный интерьер и неотвратимость будущего.

Самой нежной фотографией, передающей любовь двух взрослых людей, олицетворяющей подлинную и сильную любовь в моём рейтинге признано изображение рук Брюса Уиллиса, лежащих на животе беременной Деми Мур. Это как откровение, истина, взывающая  к мудрости предков, архетип, если хотите.

Особое внимание привлекают работы Лейбовиц с танцовщиками, ведь Анни   работает с многочисленными культурными организациями такими, как Американский Театр Балета, Бруклинская Музыкальная Академия и Танцевальная Группа Марка Морриса, фото которого, кстати, невероятно притягивает взгляд. В интересе к сфере балета видимо сказываются гены: мать фотографа была учителем современного танца и сама нередко танцевала.

Aнни Лейбовиц в интервью часто говорит:  «у меня только одна жизнь и все мои фотографии—личные и сделанные по заданию—часть этой жизни». Рассматривая огромный массив личных, подчас безумно интимных фотографий родственников Анни, любви всей её жизни Сьюзен Зонтаг, её детей, вдруг начинаешь понимать, главное здесь – это пространство художника и близкие люди его населяющие.  Я не смогла сдержать слёз перед фотографиями могилы отца Анни, читая  её слова о его смерти, я не смогла сдержать эмоций, глядя на фотографии последних дней жизни Сьюзен, которые с болью запечатлела Анни. Это было выше моих сил.

No more will my green sea go turn a deeper blue
I could not foresee this thing happening to you
If I look hard enough into the settin' sun
My love will laugh with me before the mornin' comes


Никогда больше мое зеленое море не станет ярко-голубым,
Я не могу предсказать, случится ли это с тобой.
Если я внимательно всмотрюсь в заходящее солнце,
Моя любимая будет смеяться со мной до самого утра.

Rolling Stones

 Материал подготовила Елена Кравцун


Выставка «Aнни Лейбовиц. Жизнь фотографа 1990-2005» в Музее частных коллекций

Время работы: 12 октября 2011 г. – 15 января 2012 г.

Вернуться к списку новостей