Оперный конкурс Competizione Dell`Opera, заключительный этап которого впервые прошел в России этой осенью на сцене Большого театра, фактически стал турниром для вокалистов. Напомним, что участие в конкурсе приняли около 120 исполнителей из разных стран, в том числе 40 представителей русской вокальной школы. Все призовые места завоевали россияне: золото досталось баритону Роману Бурденко, серебро ушло к баритону Игорю Головатенко, а бронзовая награда – к басу Михаилу Коробейникову.

По предварительной информации, в апреле 2012 года конкурс вновь вернется в Россию. В Сочи, в рамках культурного года России и Германии состоится один из отборочных туров конкурса. Решение об этом было принято в начале октября в ходе переговоров генерального директора Сочинского концертно-филармонического объединения Владимира Мишарина и директора конкурса Competizione Dell`Opera Ханс-Йоахима Фрая.

Competizione Dell`Opera – это международный конкурс исполнителей итальянской оперы, основанный в Дрездене в 1996 году, и с тех пор проходящий более чем в 25 городах на всех континентах. По мнению директора конкурса Ханса-Йоахима Фрая, нынешний уровень за всю 15-летнюю историю конкурса был наиболее высоким. Каждый конкурс имеет свои традиции и особенности, и если говорить о Competizione Dell`Opera, стоит обратить внимание на оригинальную систему судейства.

«Каждый член жюри на протяжении отборочных туров должен голосовать и писать рядом с номером участника «да», «нет» или ставить знак вопроса. Потом мы записываем результаты и считаем – у кого больше всего «да», тот проходит в следующий тур. Обычно первые 35 фамилий, попавших в этот список, не обсуждаются, но последние пять приходится обсуждать достаточно долго. В финале жюри оценивает конкурсантов по 10-ти балльной системе, где 1 балл – это лучший бал. Если жюри ставит тебе 1 балл, это значит, что ты и есть первый. Мы так считаем. Кто меньше всего получил очков, тот и победил. Мы стараемся быть объективными, насколько можем, поэтому иногда приглашаем супервайзеров, чтобы они следили за нами», – рассказал о правилах жюри директор конкурса Ханс-Йоахим Фрай.

Главная задача Competizione dell`Opera заключается не только в поиске богатого вокального материала, но и ярких личностей, поэтому члены жюри не скупятся на поездки и готовы сами приезжать «в гости» к исполнителям.

«Если сравнивать наш конкурс, в частности, с конкурсом Operalia Пласидо Доминго, то согласно правилам участия, в качестве прослушивания певцы должны отправить свои записи. В среднем, для конкурса отбирают около 40-50-ти певцов. Наша концепция заключается в том, что мы сами ездим к певцам. Мы не работаем с записями, мы работаем с настоящими впечатлениями. Мы хотим найти настоящих личностей, и как мне кажется, в этом случае мы правильном пути. Поэтому мы выбираем города с новым поколением. И ежегодно отправляемся в большое турне – от Европы до Азии, не упуская возможность встретить талант. Мы ищем везде, включая Мексику и Аргентину. Я бы даже сказал, что для оперной индустрии это очень важные страны, потому что у нас уже есть такие звезды как Хуан Диего Флорес и Роландо Виллазон. Кстати, на нашем первом конкурсе победительницей стала русская певица Марина Мещерякова, которая также сделала мировую карьеру. Ваши исполнители очень талантливы, поэтому нет ничего удивительного в том, что все премии в этом году достались им. Для нас очень важно, чтобы молодые люди имели возможность выступать перед тем, кто должен их услышать. Поэтому мы пригласили участвовать в жюри около 30 специалистов из крупнейших театральных домов мира. Мы надеемся, что все это может помочь молодым певцам сделать успешную карьеру», – рассказал о концепции конкурса господин Фрай.

Как удалось выяснить, истинной причиной того, что на конкурсе звучат произведения только на итальянском языке, послужил курьезный случай. «Когда мы только начинали проводить конкурс, нашим первым спонсором была компания, занимающаяся выпуском мороженого. Они создавали новый «мир» мороженого, поэтому очень попросили нас развить именно итальянское направление. Конкурс прошел с большим успехом, но мороженое оказалось слишком сладким и все равно не стало популярным. В итоге зрители попросили нас продолжить этот опыт, и мы решили, что на конкурсе можно будет петь все, но на итальянском языке», – пояснил господин Фрай.

Несмотря на возвращение конкурса в Россию, финал Competizione dell`Opera в следующем году планируется все-таки провести на родине конкурса, в Дрездене.


Материал подготовила специальный корреспондент радиостанции «Орфей» Екатерина Андреас

Вернуться к списку новостей