10 и 14 октября на Малой сцене Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко состоится премьера спектакля Дмитрия Крымова «Х.М. Смешанная техника» (первоначальное название – «С песней по жизни»).

В спектакле звучит много музыки, сочиненной, адаптированной и перемешанной композитором Кузьмой Бодровым; авторы в некоторым смысле даже определяют свое представление как оперу.

В спектакле принимают участие не только артисты Лаборатории Дмитрия Крымова, но и солисты Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, его хор; дирижер - Алевтина Иоффе; художник – Вера Мартынова.

Название спектакля расшифровывется просто: «Холст. Масло. Смешанная техника». Он представляет собой коллаж (подобно художественной аппликации), призванный выразить  метаморфозы, происходящие в жизни с необыкновенной скоростью.

Спектакль состоит из четырех картин – «Душ», «Будущие летчики», «Рыбы», «Колыбельная».

В первой из них солирует звезда крымовской лаборатории Анна Синякина.

«Душ» - зарисовка из обыденной жизни певицы, с сюрреалистическим старанием терзающей великие мелодии Моцарта, Вагнера и Брамса, а затем жарящей себе на ужин яичницу в убогой крохотной квартирке.  Однако вдруг конурку населяет  настоящий оркестрик, а скромная певица, уходящая за матовое стекло принять душ, вдруг взлетает за этим огромным экраном и начинает парить в воздухе, теряя угловатость движений и ощущая невероятную свободу под некую произвольно развивающуюся  вариацию красивейшей темы «Una furtiva lagrima» (романс Неморино из «Любовного напитка» Доницетти).

Картина «Будущие летчики» - аллюзия на знаменитое полотно Дейнеки; здесь мальчишки, подравшись, оборачиваются возмужалыми юношами, над которыми  кружат фашистские самолеты – и их уже не собьешь рогаткой, как игрушечные в детстве. Все  происходит на фоне песни «Реве та стогне Днепр широкий» (ее поет на протяжении всего действия Мария Гулик), контрапунктом к которой звучит детский хор  юных коричневорубашечников из «Гитлерюгенда» на немецком языке и исполняемая мужским хором  песня «Соловьи, не тревожьте солдат».

Третий эпизод носит название «Рыбы». Здесь происходят не менее удивительные метаморфозы – сначала певец в смокинге и певичка (Наталья Мурадымова) в платье из золотой  чешуи бодро свингуют (в том числе в ластах), пока за их спиной не наполнится настоящий аквариум. Затем они резвятся в воде, но быстро погибают. Транформации ускоряются – труп певца санитары, скинув резиновые красные перчатки уносят на носилках, накрыв черным целлофаном; а золотая рыбина, по мере того, как уходит вода, задыхаясь, судорожно бьется о стеклянные стенки. Аквариум с золоченым трупом увозят респектабельные ритуальные работники, а женский хор, исполняющий реквием, оборачивается стайкой буржуазных дамочек – недаром  у них  с самого начала  модные клатчи в руках.

Последняя часть спектакля – «Колыбельная» из  фильма «Цирк», в которой  занято наибольшее число артистов. Здесь используются кинокадры фильма Александрова 1936 г., а сама мелодия Дунаевского «Сон приходит на порог» удивительным образом переплетается с колыбельной «Ах, уймись ты, буря». В финале  на сцену выходит «живая» слониха, кукольная фигура в натуральную величину, обтянутая тонким серым шелком - очередная технологическая тайна  Дмитрия Крымова.

Спектакль весь пронизан известными мелодиями, аллюзиями на темы классиков, интересными контрапунктами в соответствии с  идеей режиссера.

Спектакли Малой сцены Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко уже не один раз предлагали  зрителям отказаться от привычных представлений и посмотреть на спектакль оперного театра по-новому. Ведь «Кафе «Сократ», «Гамлет» и даже «Волшебная флейта» и «Так поступают все женщины» совершенно не похожи на традиционный оперный спектакль.

Вернуться к списку новостей