В начале сентября в культурной жизни Хельсинки произошло примечательное событие. Финская столица пополнилась еще одним архитектурным объектом – национальным Домом Музыки. Международный конкурс на проектирование здания проводился еще в начале 2000-х гг. Однако, этапы строительства все время затягивались. Новый концертный комплекс не нарушил архитектурную гармонию окружающих зданий города: Музея современного искусства Kiasma и Дома печати, выполненных в стиле конструктивизма.

Дом музыки находится неподалеку от железнодорожного вокзала Хельсинки напротив Парламента. Поэтому, добираться сюда крайне удобно. Благодаря обилию стеклянных стен, одновременно можно увидеть, что происходит внутри здания, а если оказаться в фойе, становишься и вовсе свидетелем событий, происходящих в Большом концертном зале. Публика постепенно начинает привыкать к обычаям и уникальной акустике нового здания. В качестве декора стен архитекторы использовали естественную древесину: тёмную карельскую березу, сосну и орех.

Марко Квисто, главный архитектор Дома музыки Хельсинки: «Финская архитектура всегда должна учитывать климат страны. В первую очередь это зависит от использования дневного света: если есть возможность впустить дневной свет в интерьер, мы обязательно это делаем, в данном случае такой прием позволил нам создать иллюзию вторжения окружающего пространства в Дом Музыки».

Главный концертный зал вмещает в себя  почти тысячу семьсот мест. Помимо этого, комплекс  располагает еще пятью подземными сценами.  Наряду с репетиционным залом открыта камерная площадка, отдельное помещение для электронной музыки и, наконец, парадный Органный зал. 

Стоимость проекта Дома Музыки составила около 200 миллионов евро.  Из них внушительную часть профинансировали на техническое оснащение  правительство Финляндии, муниципалитет Хельсинки и главная национальная радиотелекомпания (YLE).

Финский дом музыки отныне станет концертной площадкой сразу нескольких коллективов: Хельсинкского филармонического оркестра и оркестра Финского радио.

Один из высококлассных оркестров Северной Европы – Симфонический оркестр Финского радио был основан в 1927 году при радиовещательной компании «YLE». За свою 80-летнюю историю оркестр Финского радио обрел высокую репутацию – среди почетных наград коллектива: премия академии Чарльза Кросса в 2000 году, приз «The Gramophone Award» 2006 года, награда «Midem Classical Award» 2008 года.

Сакари Орамо у руля оркестра с 2003 года. Сегодня – это один из знаменитых финнов на современной музыкальной сцене. Помимо руководства оркестром Финского радио Сакари Орамо сотрудничает с коллективами Нью-Йоркской и Берлинской филармоний, Амстердамским Королевским Оркестром «Concertgebouw». Кроме того, Орамо – главный приглашенный дирижер Стокгольмского филармонического оркестра. Обширная гастрольная деятельность дирижера пересекается с его благотворительными акциями. Так, в 2005-м году во время одного из интернет-аукционов Сакари Орамо отважился выставить небывалый лот – часовой курс дирижерского мастерства. Счастливчикам повезло не только выслушать дирижерские наставления, но и приобщиться к дирижерской технике – почувствовать себя лидером оркестра. Несколько лет назад финский коллектив гастролировал в Санкт-Петербурге.

Сакари Орамо: «…Конечно, у каждого оркестра есть свой звук. Несмотря на то, что большая часть музыкантов учиться обычно за границей, в нашем оркестре есть и те люди, которые учились в России. Тем не менее, оркестр Финского радио имеет свое неповторимое звучание, один венский критик сравнил его с «дымчатым звуком». Я считаю этот звук немного таким темным. Но это – исходная точка, дальше все следует по принципу развития.

…Любой дирижер дает оркестру свое звучание, и оркестр звучит немного по-разному под управлением каждого дирижера. Тем не менее, Окко Каму работал с оркестром Финского радио уже достаточно давно, почти 40 лет назад. Моим предшественником был Юкка-Пекка Сарасте, и он как раз дважды приезжал с финским оркестром в Санкт-Петербург в начале 90-х годов.

У нас в Финляндии помимо оркестра Финского радио есть Хельсинский филармонический оркестр. Я считаю, что оба коллектива правильно делают свой выбор в составлении репертуарных программ. Поскольку мы публично устраиваем концерты, наша задача пропагандировать, прежде всего, финскую музыку, в частности произведения современных авторов. У нас в год происходит до десяти премьер современных финских композиторов. А вообще, я не сторонник какого-то одного стиля. Я придерживаюсь той позиции, чтобы наш репертуар был многообразен и различен. Прекрасно, что теперь в Хельсинки есть такой универсальный многофункциональный концертный комплекс».

Один из первых концертов нового сезона для Сакари Орамо и оркестра Финского радио начался с произведений Ференца Листа и Кайи Саариахо.

Вокальный цикл «Quatre Instants» (Четыре мгновения») для сопрано с оркестром современного финского композитора Кайи Саариахо на тексты ливанского писателя Амина Маалуфа прозвучал в исполнении французской певицы Карен Вурк (Karen Vourc'h). Сочинение посвящено известной финской певице Карите Маттила, которая исполнила его во Франции и Великобритании в 2003 году

Кайя Саариахо: «То, что песни цикла («Тоска» – «Муки ожидания» – «Момент аромата» – «Воспоминания») связаны с различными любовными ситуациями, без сомнения, навеяли мне состояния Кариты Маттила, которую я ее привыкла видеть в ролях любящей страстной женщины во многих оперных спектаклях. Учитывая поразительные возможности голосового диапазона Маттила, я постаралась написать контрастный цикл, запечатлевающий в себе целую гамму чувств и эмоций».

В преддверии 200-летию со дня рождения Ференца Листа Сакари Орамо представил вниманию финских слушателей «Фауст-симфонию» венгерского классика. Произведение посвящено Гектору Берлиозу. Лист отдал дань уважения основоположнику романтического симфонизма.

В «Фауст-симфонии» Ференца Листа три характеристических части (финал является одновременно демоническим скерцо), каждая носит имя одного из главных персонажей трагедии: «Фауст» – «Гретхен» – «Мефистофель».

В исполнении масштабного симфонического действа на сюжет бессмертной трагедии И.В.Гётё участвовали мужской хор и симфонический оркестр Финского радио, солист шведский тенор  Матс Карлссон.

Финский маэстро Сакари Орамо, заражая музыкантов неистовой энергией, сотворил  настоящую драматическую симфонию с ее безысходным трагизмом, мятежной лирикой и пылкой драмой чувств, характерных для музыки Ференца Листа.

Виктор Александров, Хельсинки (Финляндия)

Вернуться к списку новостей