Обзоры Четвертой Московской Биеннале современного искусства


 

Знаете, я – правда – искренне очень люблю современное искусство – как целостность, как художественное явление, данное нашей действительности. Люблю во всех его формах – в доходящем порой до абсурда минимализме и в глобальной концептуальности, в беззастенчивой провокативности и в не менее откровенном эпатаже, в глубочайшем примитивизме и в бескомпромиссной злободневности. И особенно люблю в его высокотехнологичных заявках – аудио и видеоинсталляциях, играх со светом и звуком, проекциях и визуализациях, интерактивных экспериментах и перформансах.  

Юлия Страусова "Анаморфный монумент Бредли Мэннингу" / Joulia Strauss "Anamorphous Monument to Bradley Manning" / Берлин, 2011

Но момент преткновения заключается в том, что с каждым разом всё труднее называть это многообразие искусством в его классическом значении. Неслучайно в XXI веке альтернативным синонимом к «произведению искусства» придумали «арт-объект». Звучит сухо и универсально, в некоторой степени даже попсово, но этим термином морально куда легче определять работы современных художников. Причем с английского «art object» или «art work» дословно так и переводится – «произведение искусства», а значит, смысловая нагрузка в целом не меняется и таким образом отражается лишь наше личное отношение к тому, что мы видим.

Но пусть современное искусство действительно искусство – я лишь за то, чтобы тогда не называть творения Микеланджело или, скажем, Леонардо да Винчи и опусы современных авторов одним и тем же словом. И в этом смысле распределение по арт-объектам, произведениям искусства и шедеврам кажется вполне удобным хотя бы для отражения сопоставимости. Тогда понятно, почему, если Микеланджело – это шедевр, то современное искусство – арт-объект.

Анна Мария Майолино "На ниточке" / Anna Maria Maiolino "Por um Fio" (By a Thread) / Сан Пауло, Бразилия, 1976-2000

По большому счету, те эстетические понятия, которыми сегодня апеллирует искусство, находят параллели в мировых шедеврах: так, концептуальность вытеснила содержательность, экстравагантность – красоту, а высокая технология – рукотворность. Действительно искусство наших дней необратимо стремится к тому, чтобы стать полностью бесплотным. И если искусство прошлого было (и остается) бесценным, потому что его материальная ценность была слишком высока, то сегодняшнее искусство становится таковым в прямом смысле, потому что теряет всякую материю. Современные творения хранятся в памяти компьютеров, на жестких дисках, флешках и прочих носителях – их, по сути, невозможно ни испортить, ни украсть, ни надругаться; они незабвенны, восстановимы, клонируемы и совершенствуемы; они в каком-то смысле вечные – потому что не изнашиваемые. И это снова ставит перед нами вопрос – что же такое современное искусство?

И все чаще мы сталкиваемся с тем, что современное искусство – это пространство, свет, звук, всевозможные оптические иллюзии, такие как 3D-проецирование и видео-мэппинг. Современное искусство тяготеет к тому, чтобы в будущем стать абсолютно беспредметным, эфемерным и виртуальным. Сегодня из фигуративного и акционного искусства самыми яркими жанрами остались инсталляция и перформанс – оба, как правило, провокативные. Это же, с другой стороны, показывает, что предметное искусство себя изжило, и, дойдя до своих крайних форм, не ровен тот час, когда и его эпатажное начало уже не будет востребованным. Тогда, возможно, переход в иллюзорное пространство – это действительно закономерный этап развития творческого процесса.

Проверить так это или нет можно в эти дни собственными глазами, ушами и другими органами чувств. В Москве стартовала Четвертая Биеннале современного искусства, которая официально продлится до 30 октября. Название Основного проекта «Переписывая миры» носит, скорее, поэтический характер, нежели конструктивный. Курировать его пригласили немецкого художника, концептуалиста, большого знатока и истового приверженца новейших медиа – руководителя легендарного Центра искусства и медиатехнологий (ZKM) в Карлсруэ Петера Вайбеля (Peter Weibel). Сам Основной проект разместился сразу на двух площадках – ЦУМ Art Foundation на пятом этаже Центрального универсама и новых помещениях центра дизайна «ArtPlay на Яузе». Здесь принимают участие 65 художников и 16 арт-групп из 33 стран мира. Выставка Основной программы очень обширная – без шедевров – но чрезвычайно интересная. Я расскажу о тех проектах, которые заставили меня остановиться, улыбнуться, задуматься или просто остались в памяти.

Т.В. Сантош "Houndingdown" / T. V. Santosh "Houndingdown" / Мумбаи, Индия, 2007

Экспозиция в ЦУМе, говоря одним словом, невзрачная – она ко всему прочему как будто разоблачает современных авторов в их неясных помыслах. Самым зрелищным объектом здесь можно назвать инсталляцию художника родом из Индии Т.В. Сантоша  – «Houndingdown», которая изображает множество идентичных фигур собак, к головам которых прикреплены LSD-таймеры. Впрочем, в силу масштаба и блескучести композицию трудно не заметить. Догадаться  же о том, что таким образом художник размышляет о жестокости войн и несправедливости использования в целях террора невинных животных, весьма непросто – сделанные из стали и фибергласа они едва ли вызывают сочувствие.

Ахмет Огют "Загадка: как пересечь реку" / Ahmet Ogut "River Crossing Puzzle" / 2010

Из головоломных инсталляций представлена «Загадка» от турецкого художника Ахмета Огюта. В основу положен популярный ребус, который предлагает разрешить, как пересечь реку трем каннибалам и трем миссионерам (не забывать о заведомо опасном соседстве) в лодке, в которой могут уместиться только двое. У Огюта классические персонажи заменены актуальными: это сапер, солдат, две служебные собаки, террорист-смертник, его жена на инвалидном кресле, дочь и подозрительная сумка. В материале фигуры, отрисованные в стиле комикса, вырезаны из картона, и рядом с собаками Сантуша блекнут в своей «лубковости».

Режане Кантони и Даниэла Кутшат "Звуковое измерение" / Rejane Cantoni & Daniela Kutschat "Op_era: Sonic Dimension" / 2005

Самая занятная инсталляция в ЦУМе – «Op_era: Sonic Dimension» или «Звуковое измерение» от бразильского дуэта Режане Кантони и Даниэлы Кутшат. «Op_era: Sonic Dimension» представляет собой иммерсивную и интерактивную установку, разработанную как музыкальная шкатулка. На три стены (4х3м) открытого куба проецируются виртуальные струны. Каждая такая струна с заданными параметрами напряжения, реагируя на движения человеческой руки, вибрирует, образуя визуально-звуковые частоты. Множество датчиков интерпретируют любое движение как гравитационную силу, таким образом, каждый желающий может поиграть на воображаемых струнах. Задача проекта состояла в том, чтобы исследовать геометрию акустического пространства и развить палитру звуковых интерфейсов. Словом, действительно красивая, увлекательная и передовая инсталляция.

Юкен Теруя "Посмотри – лес" / Yuken Teruya "Notice – Forest" / Япония, 2011

В центре дизайна «ArtPlay» всего куда больше и интереснее. Есть приятные рукотворные работы, которые впечатляют одновременно простотой реализации и художественным образом. К таковым, например, относятся филигранные деревья, вырезанные внутри пакетов McDonalds, от японца Юкена Теруи.

Юкен Теруя: «Я создал скульптуры деревьев внутри одноразовых бумажных пакетов. Мне было интересно: как можно преобразить лист бумаги во что-то совершенно иное, не раскрашивая его и не используя коллажи. Это может быть пакет из ресторана быстрого питания или из дорогого модного магазина, но когда вы посмотрите внутрь, вы увидите красивое дерево. И хотя кажется, что пакет держит хрупкое дерево внутри, на самом деле это сила дерева помогает держать пакет.

Модель для каждой скульптуры тщательно отбиралась. Это деревья, которые я вижу в своем районе или которые я видел в путешествиях. Другими словами, это портреты деревьев, которые я встречал в своей жизни».

Лада Наконечная "Открытки", рисунки, проект, длящийся с 2010 года / Lada Nakonechna "Cards", drawings, long-term project since 2010

Или серия «Открытки» киевской художницы Лады Наконечной – издалека карандашные рисунки создают впечатление трудоемкой графической работы, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что пейзажи, срисованные по фотографии, сделаны однотипным вертикальным штрихом различной плотности.

Особое место в артплеевской экспозиции занимают интерактивно-перформативные инсталляции, самая затейная из которых – видеопроекция в тенях «Shadow 2» от Шилпы Гупта (Мумбаи). Силуэты людей, предстающих перед проекцией, с помощью компьютерных технологий переносятся на экран. Таким образом, сами зрители становятся непосредственными участниками виртуального действия. Сюжеты этого своеобразного перформанса столь многочисленны и разнообразны, что инсталляция затягивает с головой, а увлекшись, не мудрено остаться здесь надолго.

Ясухиро Судзуки "Линия горизонта на море" / Yasuhiro Suzuki "Note from the Sea Horizon" / Япония, 2005 (2010)

В «ArtPlay» есть ряд и того более завораживающих инсталляций медитативного и даже гипнотического свойства – кажется, что созерцать их можно бесконечно. Такова, например, «Линия горизонта на море» занятного японца Ясухиро Судзуки, использующего здесь феномен остаточного изображения. Работа поднимает вопросы видения невидимого, вещества без материи, которые существуют только в воображении, подобно линии горизонта, которая заведомо является оптическим обманом и возникает как послеобраз на сетчатке глаза. На экран из двенадцати вращающихся белых нитей художник проецирует картинку морского горизонта – по мере растяжения и сужения натянутых волокон относительно центра линия горизонта то исчезает, то появляется вновь.

Даниель Каногар "Сканнер"/ Daniel Canogar "Scanner" / Мадрид, Испания, 2011

От скульптурной инсталляции Даниеля Каногара (Мадрид, Испания) под названием «Сканнер» невозможно оторвать взгляд – одна из немногих работ, которая средствами современного искусства создает изящную художественную вещь. В изолированном помещении сотни телефонных и компьютерных кабелей формируют витиеватую паутину. Проецируемые на неё световые линии создают удивительный визуальный эффект пробегающих вдоль проводов искр и электрических разрядов. Вместе с тем художник проводит любопытную параллель – подобно тому, как циркуляция крови обеспечивает жизнедеятельность человека, электроэнергия, поступающая через те самые провода, активизирует наше информационное пространство.

Сьюзан Хиллер "Свидетель" / Susan Hiller "Witness" / 2000

Аудиоскульптура «Свидетель» («Witness») от американки Сьюзан Хиллер, несмотря на первостепенность своего звукового контента, воплощена тоже очень красиво. В большой тёмной комнате на длинных проводах подвешены 400 миниатюрных колонок, из которых люди на различных языках рассказывают о своих встречах со сверхъестественным. Из взаимодействия антуража и облака хаотичных голосов возникает безотчетный эффект погружения и присутствия, а сама инсталляция трансформируется в расфокусированную интимную микросреду. Где-то перебирают чётки, где-то поют мантры, а где-то теперь блуждают среди собранных и записанных голосов Сьюзан Хеллер.

Арт-группа "Синий суп" (Blue Soup) - Видеоинсталляция "Скала" / Москва, Россия, 2011

В медитативной стилистике отметилась и российская медиагруппа со стажем и именем «Синий суп» («Blue Soup») в составе Алексея Доброва, Даниила Лебедева, Валерия Патконена и Александра Лобанова. На Биеннале они представляют новую видеоинсталляцию «Скала», выполненную в жанре видеоскульптуры. На глазах зрителя под звуки нарастающего гула перманентно вырастет огромная скала, по динамике напоминающая вертикально извергающийся вулкан. В новой работе соблюдены все особенности почерка группы: саспенс (от англ. suspense – неопределённость, тревога ожидания) медитативность и неожиданный финал. Один из самых броских проектов от отечественных художников.

Марина Алексеева "Развитие событий" / Дед / Grandfather, 2010

Отдельную группу выставки в «ArtPlay» составляют инсталляции чисто для фана, иными словами развлекательного характера. Таких здесь немало, а авторские помыслы и эстетическое достоинство, пожалуй, на любителя. Но и тут есть на что посмотреть. Художник из Санкт-Петербурга Марина Алексеева предлагает взглянуть, что творится внутри маленького макетного домика. В реальном кукольном интерьере разворачивается быт цифровых людей. Сюжеты из тех, что сегодня в ходу – пока одни предаются сексуальным утехам, другие вешаются.

Криста Зоммерер и Лоран Миньоно "Жизнеписец" / Christa Sommerer and Laurent Mignonneau "Life Writer" / 2006

Интерактивная инсталляция «Жизнеписец» («Life Writer») от европейского дуэта Кристы Зоммерер и Лорана Миньоно собирает вокруг себя много народу. Авторы интерпретируют набивание текста, как акт создания жизни. Печатая на старинной пишущей машинке на киноэкран – «лист бумаги» – вместо букв и слов выводятся разномастные жучки, паучки и бабочки. В основу проекта положены генетические алгоритмы, где текст используется как некий генетический код, который в свою очередь определяет поведение и перемещение виртуальных насекомых. А самому зрителю предоставляется заманчивая возможность почувствовать себя творцом.

Кристоф Шлингензиф "Стальной путь" / Christoph Schlingensief "Stahlweg I-XII" / Германия, 2006

Вызывающий немецкий режиссер театра и кино Кристоф Шлингензиф (1960-2010) предлагает в своей инсталляции «Стальной путь» заглянуть в 16 замаранных металлических шкафов, где крутятся фильмы последних лет самого маэстро. Однако перспектива лицезреть киноопусы в полусогнутом положении через крошечный глазок не кажется особо привлекательной. Зато, как говорят, подборка фильмов дает полное представление о провокативном творчестве Шлингензифа.

Спектральные фотоабстракции Гинтса Габранса (Латвия) могли бы и не привлечь внимания вовсе, если бы не знать, что каждое из полотен – это уникальный портрет человека, сделанный путем пропускания белого лазерного луча через каплю его крови.

Гинтс Габранс "Свет Крови", Портрет Эгилса Медниса 1 / Gints Gabrans "Bloodlight", Portrait of Egils Mednis 1 / Латвия, 2001

«Проекция света от небольшой капли крови расширяется в окружающее пространство, совершая огромный скачок в масштабе и заполняет его с радиусом 360 градусов. Таинственные фотоны потоков (квантов света), а также  многократное увеличение  микроскопических движений-процессов в  молекулах крови становятся видимыми. Как через призму, белый свет лазера отражается в капле крови и она расщепляется на все цвета спектра, создавая уникальные модели и структуры в сочетании со светом  электромагнитных волн».

Визуализация молекулярных структур Гинтса Габранса – потрясающий неординарный эксперимент, который ставит вопрос о плодотворном симбиозе искусства, биологии и науки.

Джеппе Хейн "Спиральный лабиринт" / Jeppe Hein "Spiral Labyrinth" / Дания, 2006

Напоследок можно поплутать внутри зеркального «Спирального лабиринта» датчанина Йеппе Хайна, испытать здесь катарсис от всего пережитого и увидеть свою улыбку отраженную многократно, чтобы улыбнуться еще раз. 

Московская Биеннале современного искусства продлится до 30 октября. Помимо Основного проекта здесь предусмотрена обширная параллельная программа и ряд специальных проектов, которые включают в себя также музыкальные и театральные события, кино и перформансы. О самых интересных из них вы непременно узнаете!..

 

Материал подготовила Мария Юрченко

Фотографии предоставлены пресс-агентом 4 Московской Биеннале современного искусства

Вернуться к списку новостей