Обзоры Четвертой Московской Биеннале современного искусства


 

В эти дни в Мультимедиа Арт Музее на Остоженке можно увидеть сразу несколько экспозиций, приуроченных к грядущей Московской Биеннале современного искусства, официальный старт которой будет дан 23 сентября.

В свою очередь, центральным проектом Музея мультимедийных искусств без преувеличения можно назвать новую пятиканальную видеоинсталляцию от известной российской арт-группы AES+F – «Allegoria Sacra», торжественно открывшуюся в минувшую пятницу.

Фото с презентации проекта «Allegoria Sacra» в Мультимедиа Арт Музее / Автор Максим Букин - http://www.maxphoto.info/

Несмотря на все pro и contra в адрес актуального искусства, данная работа настоятельно рекомендуется к просмотру. Во-первых, здесь звучит невообразимая по мощи классическая музыка в исключительной подборке от Генделя, Шопена и Чайковского до японского «кутюрье от саунда» Риодзи Икеды. Во-вторых, с музыкальным материалом работал наш известный композитор-минималист Павел Карманов – один из самых исполняемых и передовых в своем деле. Оставаясь в секторе новой волны отечественной симфонической традиции, он также снискал славу многоликого и вдумчивого экспериментатора. Так, например, с начала 2000-х годов Павел принимает активное участие в проектах коллектива «Вежливый отказ», в творчестве которого породистая фактура русского рока замешана с поисковым инструментальным звучанием от атонального музицирования до интуитивной импровизации.

«Allegoria Sacra» стала для Павла Карманова вторым опытом работы с группой AES+F – в предыдущей инсталляции «Пир Трималхиона» наряду с Траурным маршем из Седьмой симфонии Бетховена и Симфонии Кончертанте Моцарта звучала собственная музыка композитора – концептуальная пьеса Вееr music.

Павел Карманов: «…Работа с AES+F отличается от всего, что бывает, поскольку само искусство AES+F отличается от всего, виденного мной. Мне не первый год нравится творчество этой группы. Последние их видеоинсталляции кажутся просто-таки гениальными: по замыслу, исполнению, продуманности деталей, кастингу, съемкам, монтажу и компьютерной графике; по насыщению смыслами и пророческими аллегориями. Помимо этого, я тесно общаюсь с этими художниками как с людьми, и они восхищают меня своей эрудированностью, смелостью, свежестью идей и беспредметным перфекционизмом…»

AES+F / Инсталляция «Пир Трималхиона» (The Feast of Trimalchio) / Одноканальная версия

Инсталляция «Allegoria Sacra» – выразительный пример того, какие завораживающие вещи могут появляться на почве синтеза высокотехнологичного современного искусства и его классических форм; и каким уникальным может быть этот синтез, когда за него принимаются настоящие художники. Ведь понять, свершается ли перед тобой акт искусства, не так уж сложно – достаточно осознать, трансформируется ли процесс созерцания этого искусства в процесс переживания. Речь, конечно, идет о переживании не внешне эмоционального толка, когда, к примеру, нас одолевает прилив  возмущения от того, что порой преподносится под маской современного искусства, а возникающая эйфория, способная непосредственно влиять на наше мировоззрение, разрушая либо воодушевляя его. Тогда мы внутренне говорим себе: «Да, меня это тронуло, но я бы предпочел никогда не увидеть и не узнать этого» (негативный опыт), или: «Да, меня это тронуло, и я счастлив, что соприкоснулся с этим шедевром» (позитивный опыт). В контексте новейшего искусства негативный опыт стал не менее важен, чем позитивный, а художники устремили свои взоры в дебри заведомо безобразного, социально неблагополучного, порочного и скандального…

По крайней мере, из зала на втором этаже, где крутится видеоперформанс «Allegoria Sacra», не потрясенным не выходит никто. С другой стороны, поклонники творчества группы AES+F, пожалуй, знают чего ожидать. Группа существует с 1987 года, и за 25 лет плодотворного креатива выработала собственный подход, стилистику и способ высказывания. Название команды образовано по инициалам её постоянных участников – Татьяны Арзамасовой, Льва Евзовича, Евгения Святского и фотографа Владимира Фридкеса. Сегодня их называют «российскими звездами коммерческого постмодернизма» и «самой востребованной отечественной арт-группой на Западе».  Действительно на международной платформе художники AES+F в представлении не нуждаются, ну, а в нашей стране они относятся к тем единичным арт-формациям, которые работают с аудиовизуальными материями столь высокого уровня сложности и качества реализации.

Джованни Беллини - «Священная аллегория» (Allegoria Sacra) / Хранится в галерее Уффици во Флоренции

Проект «Allegoria Sacra» вместе с предыдущими двумя инсталляциями – «Последнее восстание» (Last Riot, 2007) и «Пир Трималхиона» (The Feast of Trimalchio, 2009) – завершает трилогию о современном мире «Ад – Рай – Чистилище». В качестве источника вдохновения авторы обратились к одноименной картине итальянского мастера эпохи Возрождения Джованни Беллини «Священная аллегория», где, по мнению большинства исследователей, изображено Чистилище на реке Стикс, а души умерших ожидают решения Высшего Суда.

В интерпретации AES+F от картины Беллини остается только флёр… А что же предстает нашему взору? Потрясающая картинка – если вдуматься, то компьютерная графика поражает воображение своей искусностью и тонкостью выделки – и еще более потрясающая музыка. За исключением неприятной сороконожки, периодически пробегающей по детским личикам, на экране не происходит ничего тотально отвратительного, но между тем впечатление от просмотра остается чрезвычайно гнетущее и даже депрессивное. Видеоряд сам по себе больше претендует на художественное самовыражение и оказывается тягостным в своей навязчивой эстетике безысходности.

AES+F / Инсталляция «Allegoria Sacra» (Трейлер) / Мультимедиа Арт Музей

Авторы в свойственном им духе фокусируются на пороках и мнимых ценностях современного общества – от поклонения брендам и консюмеризма до расовой нетерпимости и абсолютной безучастности по отношению друг к другу. Один из самых эффектных моментов – расстреливаемая сумка  Louis Vuitton, из которой разлетаются имиджевые предметы «первой» необходимости – от планшета Apple до лака для волос, известного как Taft («три погоды»). В остальном же экранные образы безупречно красивые, дети (хоть бы они раз улыбнулись) почти херувимские – но и нынешние каноны красоты сильно утрированы – так, что напрашивается вопрос: «То ли их так отштукатурили в спа-салонах, то ли от хладнодушия они превращаются в восковых кукол?»

Катарсис по-прежнему не наступает, зато на свет появляется младенец с телом личинки, в очередной раз отсылая к мысли о том, что люди то сегодня авантажные – доведенные почти до совершенства в косметологических кабинетах – но внутри с большой червоточиной.

Павел Карманов: «…Замедленное сомнамбулическое человечество медленно и потрясающе красиво загнивает, огламуривается и, в конце концов, погибает. Это эпический аллегорический фильм об окружающей нас действительности, вызывающий самые разные, но всегда очень сильные ощущения у зрителей…»

Интервью с участниками группы AES+F

Досмотреть этот перформанс до конца стоит труда. Беспросветное царство современных людей гипертрофировано до крайности. И ключевой мессэдж для зрителя остается неясным. Авторы обращаются к реалиям нынешней жизни, но при этом не отображают действительность, потому что выбирают самые скверные из них; и в этом смысле они остаются необъективными. Но, видимо, современное искусство всех времен всегда было таким – злободневным. Порок был и остается востребованным и актуальным (а сегодня еще и продаваемым). Но если память человека сохраняет все самое светлое, то память истории по тому же принципу сохраняет все самое великое. И в это хочется верить, потому что если будущим поколениям в наследство останутся одни лишь «цифровые картины», подобные «Allegoria Sacra» группы AES+F, то вдохновляться на хорошее им будет просто нечем…

Но завершить мне снова хочется словами композитора Павла Карманова: «Это искусство, о котором словами не скажешь, а писать о нём почти бессмысленно. Это надо видеть на большом экране и слушать громко…»

 

Видеоинсталляцию «Allegoria Sacra» группы AES+F можно увидеть в Мультимедиа Арт Музее (Остоженка, 16) каждый день вплоть до 6 ноября.

Материал подготовила Мария Юрченко


Музыкальные произведения, которые звучат в видеоинсталляции «Allegoria Sacra»:

Georg Frideric Handel – Les Chemins De Zion 

Chopin – Piano Sonata No. 2 in B-flat minor, Op. 35, III. Marche funèbre. Lento 

Franz Schubert – Wie der Alte Leiermann 

Schubert - Liszt Winterreise – Zwolf Lieder von Franz Schubert S561, No 08 Der Leiermann 

Tchaikovsky –  Symphonie Nr.6 h-moll op.74 ''Path'etique'', IV. Finale. Adagio lamentoso 

Vivaldi  - Stabat Mater Rv 621, I. Stabat Mater Dolorosa – La Tempesta

Ryoji Ikeda – String quartets


Ссылки по теме:

>> Официальный сайт арт-группы AES+F

>> Сергей Соловьев о творчестве группы AES+F для VashDosug

>> Интервью Татьяны Арзамасовой (AES+F) для журнала «Искусство кино»

>> Интервью Татьяны Арзамасовой (AES+F) для Российской газеты

>> Интервью Композитора Павла Карманова для Частного Корреспондента

Вернуться к списку новостей