История театрального костюма с Анной Пахомовой
Об авторе
Пахомова Анна Валериевна профессор Московской художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова, кандидат культурологии, постоянная ведущая рубрики «Мода и мы» в журнале «studio Д`Антураж», сотрудничает с журналом «Ателье», преподает в Российско-французской академии моды, дизайн-эксперт Союза дизайнеров Москвы, член Международного художественного фонда, член Международной ассоциации писателей и публицистов.
Продолжая разговор об эпохе французского короля Людовика XIV, обобщим сказанное в первом очерке: со второй половины XVII в. господствующее положение в моде стал занимать французский двор короля Людовика XIV. Это период расцвета абсолютной монархии во Франции. Проявлением её в моде стала мода дворянская и королевская. Новый костюм исходил из уже утвердившейся в обиходе конструкции маньеризма. Лаконичную и жесткую геометрию и мрачные цвета испанского платья сменили сочные тона и сложный крой. С этого времени французский вкус и мода овладели всей Европой. Такое положение сохранялось несколько столетий. Костюм стиля барокко составляли элементы новизны, это касается и материалов шелк, кружево, и отделки ленты, шнуры, кайма, вышивка, множество драгоценностей, нашитых на одежу, всевозможная фурнитура пряжки, пуговицы, и, разумеется, силуэтности. Дополнениями к костюму служили веера, пояса, перчатки суконные на подкладке или кожаные. Одежда сама по себе стала очень живописна. В её драпировках учитываются свет, тень, блеск, изменение складок при движении. Изменяется и пластика движений, в таких пышных костюмах, можно двигаться только плавно и грациозно.
Типичной составной частью мужской одежды второй половины XVII века стал камзол, называемый жустокор (just-au-corps), который появился уже в первой половине XVII века. К концу века камзол, изготовленный из парчи, уже богато вышит и украшен золотыми лентами. Рукава, отвернутые, как манжеты, позволяют видеть украшенную рубашку, а отогнутые передние части камзола - нижний жилет, который удлинен до колен и прикрывает узкие брюки, которые едва прикрывали колени, а дальше видны были шелковые чулки, чаще всего белые, позднее, когда Людовик повзрослел красные или синие, он очень любил яркие броские цвета и лишь к старости цветовая гамма стала спокойных, темных оттенков. Около 1640 г. во Франции в моду входят парики. Их завитые локоны, ниспадая низко на плечи, заметно увеличивали голову. Парик, как искусное дополнение к костюму, выразительно свидетельствует о достоинстве его обладателя, венчает избранных мира сего. На переломе столетий парик приобрел пирамидальную форму и изготовлялся из светлых волос. Чтобы зафиксировать живописные формы одежды, складки и драпировки с многочисленными декоративными украшениями, женскую юбку «сажают» на жесткий каркас. Передняя часть лифа, украшенная кружевами, опять сократилась до уровня талии. Она называлась планшетт (planchette). Прекрасные кружева в большом количестве украшали костюм.
В эпоху Людовика XIV, как мы уже отмечали ранее, театр развивался, совершенствовался, король покровительствовал этому виду искусства, поскольку был им увлечен на протяжении всей своей жизни.
В книге С.Н. Худекова «История танца» есть интересные факты связанные с развитием балетного искусства после учреждения в 1661 г. Королевской Академии танцев. Он пишет: «При учреждении танцевальной Академии для заседаний академиков король отвел особый зал в Луврском дворце; но танцмейстеры предпочитали собираться в грязном прокуренном кабачке «A l`epee de bois», где велись очень оживленные споры о танцах. В излюбленном местечке < > должна была решаться судьба менуэта, ригодона и других танцев», - даже в то время творческие люди любили неформальную обстановку, в которой можно было непринужденно решать важные вопросы.
В окружении короля было созвездие блистательных писателей, актеров, художников, музыкантов и танцовщиков: Люлли, Джакомо Торелли, Пьер Бошан, Жан Батист Мольер, Мадлена Бежар, и другие ярчайшие таланты своей эпохи. На мой взгляд, все эти представители культуры барокко достойны, чтобы о них поговорить подробно, но наш формат этого не предполагает, поэтому я выбрала Мольера. Кто же такой этот знаменитый «господин де Мольер», тот самый, который написал тридцать три пьесы, многие из них по сей день ставят на подмостках в разных странах и считают шедеврами? А если добавить к этому богатому творческому наследию повторные постановки пьес, сыгранных в других театрах, то за пятнадцать лет своей карьеры в Париже Мольер поставил девяносто пять спектаклей. Все начиналось довольно тривиально. В 1643 году молодой человек по имени Жан-Батист покинул обойный магазин своего отца Жана Поклена, увлекшись театром. Теперь мы может утверждать, что его побудило к этому призвание и увлечение рыжеволосой красавицей-актрисой - Мадленой Бежар. Вместе они набрали труппу, которую составляли «дети из хороших семей» (секретарь прокурора, делопроизводитель, книготорговец, дочь столяра, брат и сестра Мадлены - всего десять человек, самому старшему из которых было двадцать семь лет, младшей - шестнадцать). Всю эту пеструю компанию было решено назвать «Блистательным театром». Кроме Мадлены Бежар, никто из них еще не был на сцене.
Дата рождения этого театра 30 июня 1643 года. Мадлена Бежар по совместительству, т.к. больше некому было, временно исполняла обязанности директора, такая должность дала ей право выбирать себе роли. Еще наняли танцовщика и четырех музыкантов. «Блистательный театр», придерживаясь самых благородных устремлений, решил представлять главным образом трагедии молодого Корнеля. Расходы были велики, а сборы слишком скудны и спустя 2 года Мольера начинают терзать кредиторы и поставщики, начались тяжбы. То, на сколько в XVII в. была дорога одежда, да, что одежда - ткань, лоскутик кружева, ленточка свидетельствует такой факт: доведенный до крайности, Мольер занял 291 ливр у одной торговки, отдав ей в залог две ленты, расшитые золотом и серебром.
Театр остро нуждался - артистов нужно было одевать, костюмы стоили больших денег, их остро не хватало, поскольку репертуар театра был довольно велик (помимо трагедий Корнеля, «Артаксеркса» Маньона, «Сцеволу» дю Рие, «Смерть Криспа» и «Смерть Сенеки» Тристана, «Персиду» Никола Дефонтена). 2 августа 1645 года свечной торговец Фоссе добился заключения Мольера в Шатле за долг в 142 ливра (многие считают небесспорный). Его разрешили освободить под залог; прежде чем освобождение состоялось, торговец полотном Дюбур вернул его обратно в тюрьму, здесь долг составляли 155 ливров.
Театр закрылся. Труппа стала распадаться. Мольер и Мадлена Бежар заняли еще 522 ливра у одной торговки по имени Антуанетты Симони, заложив самые большие сокровища «Блистательного театра», главное орудие труда - театральные костюмы. Вскоре их продадут с молотка, как обычные обноски. Мольер с остатками труппы канет во мрак провинции почти на 13 лет. За время этих долгих гастролей он обучится актерскому ремеслу, по утверждению современников будет владеть им в совершенстве. Превосходный комик, научившийся у итальянцев играть лицом и всем телом, своими гримасами вызывал взрывы смеха в роли Сганареля. Спустя много лет театр вернулся в Париж, Мольер заручился поддержкой Филиппа Орлеанского брата короля. На этот раз выступление состоялось на сцене Караульного зала Лувра, 24 октября 1658 г., в присутствии самого короля-Солнце. Представление называлось «Влюбленный доктор». Фарс в Париже был тогда совершенно забыт; король и придворные хохотали от души. «Он был актером с головы до ног. Одним шагом, улыбкой, взглядом, кивком головы он сообщал больше, чем величайший говорун в свете мог бы рассказать за целый час», - писал о нем один из современников.
8 ноября 1659 г., дал первое представление «Смешных жеманниц», где прекрасная Мадлена Бежар играет Мадлон - главную роль и, пожалуй, самую лучшую из всех своих ролей. Ее великолепный костюм в красно-золотистых тонах выглядел просто роскошно.
В 1663 году Мольеру как «блестящему комическому поэту» был назначен пенсион в тысячу ливров, на что он ответил чудесной «Благодарностью королю» (от 3 апреля):
«Своею ленью невозможно о муза,
наконец, смутила ты меня;
Сегодня утром неотложно
Явиться ты должна на выход короля »
В апартаментах Анны Австрийской 29 января Мольер и король вместе участвовали в первом представлении «Брака поневоле»: Мольер играл, а король танцевал. Это была первая комедия-балет, заказанная Людовиком XIV. «Пожалуй, то был самый странный альянс, - пишет Боссан, какой только можно себе вообразить, еще более еще более невероятный, чем все, что мы встречали до настоящего момента, и еще более далекий от привычного, нам застылого образа, в который прошедшие века превратили Короля-Солнце: Людовик XIV, одетый цыганом, а рядом с ними Мольер, Бежар и де Бри танцевали в насквозь шутовской сцене и в бешеном ритме». Сотрудничество Жана-Батиста Люлли и Мольера началось при постановке пьесы «Брак поневоле» (1664), а продолжилось при создании комедий-балетов «Принцесса Элидская» (1664), «Любовь-целительница» (1665), «Сицилиец, или Любовь-живописец» (1666), «Комическая пастораль» (1666), «Жорж Данден» (1668), «Господин де Пурсоньяк» (1669), «Мещанин во дворянстве» (1670), «Блистательные любовники» (1670), трагедия-балет «Психея» (1671, текст написан совместно с П. Корнелем и Ф. Кино) и др.
Танцы неизменно ставил великий хореограф Пьер Бошан. Некоторые роли, например, Нептуна в «Блистательных любовниках», исполнял сам король в специально для него придуманном причудливом костюме. Люлли и Мольер всегда недолюбливали друг друга, причин было много. Основная причина - высокомерный нрав композитора, а также не устраивавшее драматурга положение, при котором все права на эти постановки имел Люлли, а не он). В постановке «Мещанина во дворянстве» (1670) Мольер исполнял роль Журдена, Люлли играл и танцевал роль Муфтия в знаменитой сцене турецкой церемонии. По роли Муфтий бьет Журдена, причем Мольеру доставались тумаки не понарошку, а всерьез. Пьер Бошан исполнял роль одного из турков, а также танцевал «Испанский танец» и «Танец Скарамуша» в финальном Балете наций.
Последние свои комедии-балеты «Графиня д'Эскабанья» (1671), «Мнимый больной» (1673) - Мольер ставил в содружестве с более покладистым музыкантом Марком-Антуаном Шарпантье, в то время как Люлли вслед за Робером Камбером обратился к оперному творчеству.
Пока еще театральный костюм имел мало различий от модных светских одежд. Хотя сохранились эскизы театральных костюмов, в которых проявлено немало фантазии и смелого новаторства, выполненных блистательными королевскими художниками, ярчайшими среди которых были: Жан-Баптист Мартин, Николя де Лармессин, Жан Доливер. Но уже скоро, очень скоро в первой четверти XVIII столетия Мари Анн Камарго произведет революцию в театральном костюме.
Продолжение следует
Подписи к иллюстрациям (сверху-вниз слева-направо):
1. Мадлена Бежар в роли Мадалены, спектакль «Смешные жеманницы» 1659 г.
2. Мольер в роли комического модника в спектакле «Смешные жеманницы» 1659 г.
3. Жан-Баптист Мартин. Эскиз костюма «Демон».
4. Жан-Баптист Мартин. Эскиз костюма «Медея».
5. Николя де Лармессин. Костюм портного.
6. Жан-Баптист Мартин. Костюм Флоры.
7. Жан Доливер. Костюм садовника.
8. Иллюстрация из книг Фелье и Рамо.
9. Фигура танца бурре.
В статье использован иллюстративный материал:
1. Сайт Национальной библиотеки Франции http://www.bnf.fr/fr/acc/x.accueil.html
2. Henry Lyonnet, «Dictionnaire des comédiens français» Vol. 2, Genève : Bibliothèque de la Revue universelle internationale illustrée.
3. С.Н. Худеков. История танца. М. 2009