Венский филармонический оркестр на заключительном концерте фестиваля Густава Малера

В минувшие выходные в Лейпциге триумфальным концертом Венского филармонического оркестра завершился Международный фестиваль Густава Малера. Масштабный симфонический марафон продолжался в течение двух недель и вызвал серьезный общественный резонанс. Руководству фестиваля в лице директора Гевандхауза господина Андреаса Шульца удалось собрать в Лейпциге лучшие оркестры Европы и Америки.

Андреас Шульц (директор Лейпцигского Гевандхауза): «Я очень доволен прошедшими мероприятиями. За эти две недели выступило так много оркестров, что впечатления не успевали откладываться в голове. Слушатели получили уникальную возможность сравнить культуру звучания прославленных коллективов мира на примере гигантских симфоний Густава Малера. Помимо концертов, в рамках фестиваля прошли симпозиумы, презентации книг, выставки, на которых побывало огромное количество людей, специально приехавших из разных стран мира: Австралии, Финляндии, Восточной Европы,  Америки, Канады. На каждый концерт мы продали в среднем 94% билетов, и это очень хороший результат. Я невероятно счастлив тому, что Лейпциг стал городом "Жизни" Густава Малера».

Как я уже говорил, ярким завершением малеровского смотра стало единственное выступление Венского филармонического оркестра под управлением Даниэля Гатти. Прозвучал один из поздних шедевров Густава Малера Девятая симфония, музыку которой критики часто сравнивают с явлениями потустороннего мира.

В январе 1907 года врач обнаружил у композитора порок сердца и порекомендовал ему вести более размеренный образ жизни. Малер ощущал неумолимое приближение смерти, и это не могло не отразиться в музыке симфонии. Даниэль Гатти добился от венских филармоников предельной экспрессии и невероятно красивого плотного звука, гармонии и сбалансированности. Маэстро неоднократно дирижировал Девятую симфонию Густава Малера с разными оркестрами мира, но это выступление он считает мемориальным.

Даниэль Гатти: «Это одна из великих симфоний в истории музыки и одно из величайших созданий человеческого духа. Музыка имеет удивительную глубину и силу. Она увлекает за собой невероятной гипнотической мощью и оркестр, и дирижера. Часто невозможно предположить, как сложится интерпретация. Это зависит от состояния чувств и общей концентрации на сцене».

Тишина, которая воцарилась в зале Гевандхауза с последними истаивающими аккордами струнных, продолжалась около минуты. Даниэль Гатти словно застыл за пультом. По его плавно опускающимся рукам  становилось ясно, что музыка продолжает звучать. Густав Малер доказал величественным финалом Девятой симфонии, что душа человека гостит в небесной обители, сам же он покидает землю, но обретает бессмертие.

>> Официальный сайт Фестиваля музыки Густава Малера в Лейпциге


Гастроли оркестра Сан-Франциско в Эссене

На следующий день, уже в другом уголке Германии Эссене мне удалось побывать на концерте симфонического оркестра Сан-Франциско. Это один из уважаемых американских коллективов, насчитывающий столетнюю историю. В разное время за его пультом стояли такие корифеи дирижерского искусства как Исай Добровейн, Пьер Монтё, Йозеф Крипс, Сейджи Озава, Эдо де Ваарт и Герберт Бломстедт, которого в 1995 году сменил  замечательный американский дирижер Майкл Тилсон Томас.

В мае этого года проходит европейское турне симфонического оркестра Сан-Франциско. Среди немецких городов американские артисты выбрали Эссен.  

27 мая 105 лет назад  Густав Малер провел в этом городке премьеру своей Шестой «Трагической» симфонии. По воспоминаниям жены композитора Альмы Малер: «…на премьере Густав стыдился своей взволнованности и боялся, как бы чувство во время дирижирования не перешло границ».  Символично было включение Майклом Тилсоном Томасом в программу гастролей именно этого сочинения. В целом дирижер считает музыку Густава Малера одним из важных звеньев своего творчества.

Майкл Тилсон Томас: «Однажды в отрочестве друзья моих родителей предложили мне послушать финал «Песни о Земле» Густава Малера. Я тогда вообще не знал музыки этого композитора. Когда я услышал Abschied («Прощание»), моя жизнь разделилась как бы на две части: до того, как я послушал этот шедевр, и после. Музыка Малера оказала на меня невероятное воздействие. Все мои чувства слились в один голос. Композитор даёт в своих симфониях множество указаний по поводу звука и штрихов. На первый взгляд, кажется, что многие из них выполнить невозможно, так как они написаны против правил и стереотипов. Очень непросто сыграть его произведения максимально "зримо", и при этом пытаться сохранять ту форму, которую он задумывал».

В игре музыкантов оркестра Сан-Франциско ощущалась  предельная самоотдача. Майкл Тилсон Томас сконцентрировал внимание на философской концепции симфонии Густава Малера. При минимуме жестов маэстро открывал в музыке этого сочинения  необычайные звуковые спектры. Чего стоит один гигантский Финал с его фатальным крушением человеческих надежд… 

Сразу после концерта в немецком Эссене музыканты симфонического оркестра Сан-Франциско вместе с маэстро Майклом Тилсоном Томасом отправились в аэропорт, откуда вылетели в Париж для участия в следующих концертах, программу которых украсит бессмертная музыка симфоний Густава Малера.

 

Виктор Александров с концертов из Лейпцига и Эссена (Германия), специально для радиостанции «Орфей»

Вернуться к списку новостей