В Лейпциге все еще продолжается Международный фестиваль Густава Малера, посвященный 100-летию со дня смерти композитора. Выставки, конференции, документальное кино, творческое общение и, наконец, традиционные вечерние концерты – все это призвано дать представление о жизни и творчестве великого мастера, о значении его музыки в современном мире.

Вчера на исторической  сцене Гевандхауза прозвучала Восьмая симфония Густава Малера, которая имеет подзаголовок «Симфония тысячи участников». Внушителен состав исполнителей действа: оркестр лейпцигского Гевандхауза, сводные хоры Лейпцигского радио, Гевандхауза, Лейпцигской оперы, хор мальчиков Томаскирхе, а также интернациональная команда солистов: Эрика Суннегардт, Рикарда Мербет, Кристина Ольце (сопрано), Люба Браун, Герхильда Ромбергер (меццо-сопрано), Стефан Гулд (тенор), Дитрих  Хеншель (баритон), Георг Цеппенфилд (бас).

За пультом главный дирижер Лейпцигского Гевандхауза Риккардо Шайи, который  сотворил на сцене потрясающую мистическую эпопею. Каждый взгляд, жесты маэстро наполнены высочайшей духовностью и невероятной энергетикой. Шайи проживает в симфонии Малера целую жизнь. мпульсивное воздействие дирижер оказал и на публику, которая, затаив дыхание, сопереживала артистам на протяжении всего произведения. Вообще, ни один из концертов лейпцигского форума не обходится без аншлага. Билеты раскупаются задолго до фестивальных событий.

Премьера Восьмой симфонии Густава Малера состоялась в Мюнхене 100 лет назад. В одном из писем к голландскому дирижеру Виллему Менгельбергу Малер признавался, что «в Восьмой звучат уже не только человеческие голоса, но и звенит сама Вселенная: вращаются планеты и солнце». Признаюсь, об этих мыслях композитора я вспомнил во второй части сочинения – заключительной сцене из «Фауста» Гете, слушая великолепное пение хористов и наслаждаясь безупречной оркестровой игрой. Временами создавалось ощущение, что ты пребываешь в некоем заповедном мире, далеком от суетной повседневности. Риккардо Шайи увлек сознание слушателей в необозримые горизонты малеровской мистерии.

- Мистер Шайи, Восьмая симфония Малера представляет серьезное испытание для дирижеров, это своего рода Эверест, к которому трудно подступиться. Каким Вам представляется мир этого масштабного сочинения?

Риккардо Шайи: «Восьмая симфония Малера, на мой взгляд, представляет собой сумму его композиторской Вселенной. Конечно, он уважал человеческие голоса, и был великим оперным дирижёром. Это самая большая из когда-либо написанных симфоний, где звучат человеческие голоса. В произведении задействовано около 500 исполнителей. Я должен подчеркнуть, что Малер поместил голоса в экстремальные условия: сопрано, тенора, басы и баритоны нередко поют за пределами привычных тесситур, то же самое относится и к солистам хора. Артисты погружаются во Вселенную пения. Не случайно интерпретация самим Малером этой симфонии была самым большим триумфом в его жизни. Я с нетерпением и огромной верой ждал этот концерт».

Зал приветствовал лейпцигских музыкантов и маэстро Риккардо Шайи продолжительными овациями. Осенью выйдет в свет аудио и видеозапись этого незабываемого концерта. Мне остается лишь сказать, что финальным аккордом фестиваля Густава Малера станет единственное выступление Венского филармонического оркестра во главе с Даниэлем Гатти. Австрийские музыканты исполнят Девятую симфонию Густава Малера.

Виктор Александров, с концертов Международного фестиваля Густава Малера, Лейпциг (Германия)

 

>> Официальный сайт Фестиваля музыки Густава Малера в Лейпциге

Вернуться к списку новостей