В эти дни в Лейпциге продолжается Международный фестиваль Густава Малера. Афиша событий чрезвычайно насыщена. В Мендельсон-зале лейпцигского Гевандхауза проходит научная конференция, посвященная новым исследовательским работам о жизни и творчестве Густава Малера. Ну а вечерние концертные программы сопровождаются непременными аншлагами. Накануне с единственным концертом в лейпцигском Гевандхаузе выступил Нью-Йоркский филармонический оркестр во главе с Аланом Гилбертом. Этот музыкант руководит оркестром с 2009 года. Прославленный американский коллектив исполнил Пятую симфонию Густава Малера. В интерпретации Гилберта ощущалась невероятная экспрессия  и драматический накал страстей, свойственных малеровской партитуре. 

Пятая симфония Густава Малера имеет тесную взаимосвязь с вокальными циклами композитора. Поэтому закономерным оказалось включение в программу вечера «Песен об умерших детях». Вокальный цикл на слова Фридриха Рюккерта исполнил всемирно известный американский баритон Томас Хэмпсон, которого сегодня считают лучшим исполнителем малеровской Lied.

 

- Мистер Хэмпсон, в одном из интервью Вы упоминали, что «Песни об умерших детях» связаны не столько с темой смерти,  сколько с идеей жизни и любви к ней?..

Томас Хэмпсон: «Безусловно, это музыка о смерти. Но смерть сквозь восприятие философов и гуманистов второй половины XIX века воспринималась как финальный момент жизни и преображение. Малер испытал большое влияние натурфилософии. И он верил так же сильно, как и в Бога (а он верил в Бога), что жизнь не напрасна. Люди должны принять идею жизни как путешествие, где смерть является важной главой, большой частью. Это базис всех традиционных религий, когда поведение человека должно измениться. «Песни об умерших детях» написаны в духе реквиема для тех, кто остался жить. Они не литургические, не предполагают благословить усопших, а очень гуманистичны по своей природе. Попытка понять скорбь и потерю через смерть любимых существ, понять как человек будет жить дальше с одними воспоминаниями об ушедших близких. Малер не любил смерть. Он не хотел умирать. Он никогда не радовался смерти в своей музыке, он никогда ее не превозносил, никогда ее не звал».

Эстафету фестивальных выступлений в лейпцигском Гевандхаузе у Нью-йоркских филармоников сегодня подхватят швейцарские коллеги. Цюрихский Тонхалле оркестр под управлением Дэвида Цинмана исполнит Шестую «Трагическую» симфонию Густава Малера. Об этом концерте вы узнаете в нашем следующем репортаже...

Виктор Александров с концертов Международного фестиваля Густава Малера (Лейпциг, Германия)

 

>> Официальный сайт Фестиваля музыки Густава Малера в Лейпциге

Вернуться к списку новостей