18 мая во многих городах мира состоялись мемориальные концерты, посвященные 100-летию со дня смерти великого австрийского композитора Густава Малера. Композитор скончался в Вене 18 мая 1911 года в возрасте 51 года.

Берлинский филармонический оркестр отметил эту дату специальным концертом под управлением своего бывшего главного дирижера Клаудио Аббадо.

Еще в 1986 году всемирно известный музыкант основал Европейский молодежный оркестр имени Густава Малера, а с  2003 года Клаудио Аббадо активно сотрудничает  с Люцернским фестивальным оркестром.  С этим коллективом итальянский маэстро исполнил и записал почти все симфонии Малера.

На протяжении долгих лет сотрудничества с Берлинскими филармониками Клаудио Аббадо регулярно обращается к симфоническому наследию Густава Малера. Каждое выступление прославленного дирижера бесспорно становится кульминацией сезона. Не стал исключением и вчерашний исторический концерт на сцене Берлинской филармонии. Зал был заполнен до отказа, лишние билеты  любители музыки спрашивали за квартал до здания филармонии.

Для мемориального концерта Клаудио Аббадо выбрал поздние творения австрийского гения. Прозвучали Адажио из Десятой симфонии и симфония-кантата «Песнь о Земле» на слова средневековых китайских поэтов. Это глубоко личные произведения для самого Малера. Лето 1907 года принесло ему множество невзгод: смерть старшей дочери и известие о собственной неизлечимой болезни сердца. Острые переживания отразились в музыкальных произведениях тех лет.

Многозначная символика неоконченной Десятой симфонии Малера до сих пор еще не раскрыта исследователями. Чаще всего в концертах исполняется Адажио в редакции английского музыковеда и композитора Деррика  Кука. Остановился на ней и Клаудио Аббадо. В его трактовке Адажио из Десятой симфонии Малера ощущалось как некое таинство: предельная сосредоточенность, близкая медитации и концентрация внимания на тембровой палитре сочинения были главными отличительными чертами этой выдающейся интерпретации.

Одно из лучших творений Малера, повествующих о вечной жизни и смерти - симфония-кантата «Песнь о Земле». Изысканная мелодика, пряность гармоний, великолепная оркестровая звукопись сочетаются здесь с глубокой философской поэзией средневекового Китая. В берлинском исполнении произведения принимали участие вокалисты высочайшего уровня: немецкий тенор Йонас Кауфман и шведское меццо-сопрано Анна Софи фон Оттер.

Анна Софии фон Оттер: «Музыка Густава Малера играет огромную роль в моей жизни, я часто исполняю его песни, участвую в вокальных симфониях. Быть сегодня здесь в Берлинской филармонии с Клаудио Аббадо в день смерти композитора  для меня очень волнительный момент. Каждый новая встреча с Клаудио всегда праздник для исполнителей. Маэстро имеет предельно ясную идею того, чего он хочет. Когда концерт начинается, ты уже знаешь, что он будет особенным и неповторимым, потому, что Аббадо создаёт особую ауру универсального мира, за какую бы партитуру не брался».

Безмятежным покоем и  одиночеством проникнута финальная часть «Песни о земле» - «Прощание». Композитор постепенно уходит из этой жизни, для него открываются необозримые горизонты нового неведомого мира. Клаудио Аббадо буквально растворялся в инфернальных звучностях малеровской партитуры, оркестр Берлинской филармонии играл невероятно красивым благородным звуком, а парящий голос Анны Софи фон Оттер согревал сердца слушателей.

Публика раз за разом награждала артистов продолжительными овациями, зал буквально ревел от восторга. Признаюсь, нечасто становишься свидетелем подобных событий. Прошедший вечер достойно украсил летопись концертов легендарной Берлинской филармонии.

Виктор Александров, с концерта Берлинского филармонического оркестра специально для радио «Орфей»

Вернуться к списку новостей