В эти дни практически вся музыкальная Европа охвачена музыкой Густава Малера. 18 мая исполняется 100 лет  со дня смерти великого австрийского композитора.

Симфонический оркестр Баварского радио имеет славную историю, великие традиции исполнения малеровской музыки. Именно в Мюнхене Рафаэль Кубелик  впервые осуществил записи цикла симфоний Густава Малера. В юбилейном сезоне оркестр Баварского радио исполняет симфонии композитора  как с главным дирижером Марисом Янсонсом, так и с приглашенными маэстро Риккардо Шайи, Даниэлем Гатти и  Бернардом Хайтинком.

В минувшее воскресенье в концертном зале филармонии Гастайга  прозвучала Вторая симфония  для солистов, хора и оркестра Густава Малера. За дирижерским пультом - Марис Янсонс.

- Марис Арвидович, каждый раз, когда Вы беретесь за партитуры Густава Малера, Вы иначе открываете мир его симфоний? Меняется ли с годами Ваша интерпретация?

Марис Янсонс: Наверное, у меня такой принцип. Я всегда стараюсь партитуру анализировать снова, если это же произведение я несколько раз дирижировал. Наступает новый концерт, и я опять начинаю смотреть и вспоминать то, что я делал, может быть, находить какие-то новые интересные идеи, нюансы. Мой принцип, чтобы не было закаменелой интерпретации, которая существует на все времена.

Прелюдией  мюнхенского концерта послужила песня Густава Малера на слова Ф.Рюккерта «Я потерян для мира» в переложении для хора Клайтуса Готвальда.

В интерпретации Мариса Янсонса Вторая симфония  мыслится как гимн всему человечеству. Завораживающее пение солисток Бернарды Финк (меццо-сопрано) и Аньи Хартерос (сопрано) дополняется мистическим звучанием хора Баварского радио (хормейстер Михаэль Глайзер).

Сверкающая медь, глубина и выразительность струнных в сочетании с роскошной деревянной группой еще раз подтвердили богатство тембровой палитры и высочайшее мастерство оркестра Баварского радио  под чутким управлением  Мариса  Янсонса. На протяжении всего сочинения  ощущался  дух времени, который поразительно тонко чувствует Янсонс

Марис Янсонс:  Густав Малер охватил весь мир, весь космос. То, о чем он говорит в своих симфониях, охватывает всё, что мы на этой земле имеем. Поэтому, и любовь, и драма, и сарказм, и гротеск, и вопросы живет ли человек после смерти, всё-всё! Это подобно отражению всей человеческой жизни в зеркале. Каждый слушатель может найти какой-то путь к чему-то, что ему близко в этой музыке.

Восторженные овации публики в адрес Мариса Янсонса, хора и оркестра Баварского радио продолжались несколько минут. Сразу после концерта знаменитый дирижер улетел в Амстердам, чтобы начать на сцене Нидерландской оперы репетиции «Евгения Онегина». П.И.Чайковского.

Между тем, следующая встреча оркестра Баварского радио с музыкой Густава Малера произойдет уже совсем скоро, на фестивале симфоний композитора в Лейпциге. Главный дирижер Роттердамского филармонического оркестра Яник Незет-Сегён продирижирует Седьмой симфонией.

Напоминаем, что малеровский форум открывается завтра в Лейпциге концертом хора и оркестра Гевандхауза под управлением Риккардо Шайи.

 

Виктор Александров, специально для радиостанции «Орфей»

Вернуться к списку новостей