В Ярославле и городах области с 1 по 8 мая проходил третий Международный музыкальный фестиваль, арт-директором которого является маэстро Юрий Башмет. Специальный корреспондент «Орфея» Екатерина Андреас побывала на фестивале.

До перечисления имен музыкантов, принявших участие в фестивале, хочется сделать комплимент  организаторам и отметить уважение фестиваля к культурным, исконно русским истокам. Это уважение проявляется в мелких, но важных деталях: если присмотреться к афише, можно заметить использование фрагментов керамических изразцов, искусство которых было так популярно на Руси. Ярославль как раз славился своими мастерами. Следующим положительным моментом, который нельзя не отметить,  является, на мой взгляд, грамотная логистика концертной программы, но об этом уже в музыкальном контексте.

Напомню, открытие фестиваля состоялось в первый майский день на импровизированной сцене в Ярославском Кремле. Выбранная для торжественного случая «Музыка для королевских фейерверков» Генделя, сопровождаемая залпами салюта, воссоздала атмосферу 1749 года. В том году точно также на открытом воздухе лондонского Грин-парка под залпы фейерверков и была впервые представлена известная оркестровая сюита барочного композитора. Как удалось выяснить, организаторы реабилитировали не только действие, но и саму афишу трехсотлетней давности. Гендель был бы счастлив.

Тем же вечером камерный оркестр «Солисты Москвы» выступил вместе с молодыми исполнителями, выпускниками местного музыкального училища, на сцене Ярославской филармонии, носящей имя выдающегося оперного певца, лирического тенора Леонида Собинова.  Среди нескольких участников концерта, представивших свои версии «золотого» фонда классической музыки, особо отметим вокальную технику Анны Лавровой (сопрано) и музыкальность Екатерины Корсун (флейта). Отдать первый день фестиваля молодым исполнителям – это своего рода риск, но ярославцы его полностью оправдали.

Второй день фестиваля фактически стал сольным концертом обладателя «золотой флейты» Сэра Джеймса Гэлвея. Один из самых знаменитых флейтистов нашего времени, недавно отметивший 70-летие, исполнил для ярославцев Бранденбургский концерт №5 Баха и Концерт № 2 Моцарта ре-мажор.  Публика сразу поняла, что имеет дело с виртуозом, поэтому еще долго не отпускала флейтиста и настойчиво требовала бис. В итоге Сэр Джеймс Гэлвей исполнил веселую ирландскую песню на национальном инструменте, «случайно» найденном в кармане пиджака.

Как и прежде, география фестиваля включала концерты не только в Ярославле, но и в соседних «камерных» городах. В рамках фестиваля состоялись выступления в Рыбинске, Гаврилов-Яме, Ростове и Мышкине.

Несколько слов – о сказочном городе Мышкине, куда отправился оркестр в третий день. Городок славно живет фольклорной традицией, которая является не только забавой, но и  одной из составляющих городского бюджета. Фестиваль в Мышкин заезжает уже во второй раз, что жители оценили, поэтому в честь заслуг и взаимной симпатии маэстро был награжден почетным «орденом мышкинца». Настолько искреннее отношение к фестивалю свидетельствует не только о взаимной симпатии оркестра и слушателей, но и о том, что такая культурная связь необходима.

Насыщенная концертная программа и участие артистов мирового уровня позволяют говорить о высокой культурной миссии, которую ставит перед собой фестиваль. В этом году фестиваль окончательно закрепил за собой статус традиционного.

«Первый фестивальный год - это желание. Второй год - это отголоски первого, если все прошло успешно. Если фестиваль проходит в третий раз, это позволяет нам говорить о том, что он становится традиционным», - пояснил Дмитрий Гринченко, директор «Русского Концертного Агентства».

В сопровождении коллективов маэстро - «Солисты Москвы» и «Новая Россия» - в последующие дни фестиваля на сцене Ярославской филармонии выступили известные скрипачи Вадим Репин, Алена Баева и Александр Тростянский, пианисты Вадим Холоденко и Елизавета Леонская, кларнетист Игорь Федоров. Ярославцы познакомились со знаменитым эстонским оркестром «Hortus Musicus» п/у скрипача Андреса Мустонена, сделавшего барочную музыку предметом своего творчества на протяжении последних 30-ти лет.

Можно сказать, что 6 мая стал неофициальным днем музыкального содружества Норвегии и России. Концертом в филармонии дирижировал норвежский маэстро Терье Миккельсен. Тематический вечер открылся сюитой из «Пер Гюнта» Эдварда Грига в сопровождении Ярославского Академического Симфонического Оркестра. Восходящая звезда сольного исполнительства Тинье Тинг Хульсет  (труба) представила вниманию публики концерт ми бемоль мажор для трубы с оркестром Иоганна Гуммеля, а хоровая филармоническая хоровая капелла «Ярославия» исполнила «Траурную песнь» Иоганнеса Брамса на стихи Фридриха Шиллера.

В завершении фестиваля на сцене Театра драмы имени Федора Волкова зрителям был предложен грандиозный гала-концерт, главной темой которого стал образ Кармен. Скрипичное переложение «Кармен-фантазии» Бизе-Ваксмана исполнил Александр Тростянский, партию Кармен из оперы Жоржа Бизе «озвучила» меццо-сопрано Елена Максимова, свою хореографическую трактовку представили премьер  Большого театра Андрей Уваров, прима-балерина Татьяна Чернобровкина и другие солисты балетной труппы музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

Сэр Джеймс Гэлвей играет на бис!

Подводя итоги фестиваля, безусловно, необходимо отметить магию, которая присутствовала на концертах. Хорошая наполняемость залов, грамотная подача материала, выдающиеся исполнители – все три пункта говорят о благоприятной динамике и о том, что уровень музыкальной жизни в провинции растет. Фестиваль живет и создает свою уникальную историю, сохраняя при этом лучшие традиции и культуру настоящего исполнительства.

 

Екатерина Андреас

 

Фестиваль проводится при поддержке Администрации Ярославской области и Министерства культуры РФ. Организатор форума – «Русское концертное агентство»

Вернуться к списку новостей