В северной российской столице завершилась серия Великопостных концертов Международного хорового фестиваля. В Большом зале Петербургской филармонии в канун Светлой Седмицы Хор академии Хорового искусства им. В.Попова под управлением Алексея Петрова исполнил одну из вершин духовной музыки прошлого столетия  - «Всенощную» С.В.Рахманинова.

Первое в истории высшее учебное заведение вокально-хорового искусства, Академия хорового искусства, была создана в 1991 году на базе Московского хорового училища имени А. В. Свешникова по инициативе  профессора, выдающегося хорового подвижника В. С. Попова.

С  первых месяцев существования  Академии смешанный хор вуза определился как многофункциональный певческий коллектив, способный выступать с обширными сольными программами, а также сотрудничать вместе с оркестрами в исполнении крупных вокально-симфонических произведений. Сводный хор Академии (около 250 певцов) включает в себя хор мальчиков (7-14 лет), хор юношей (16-18 лет), студенческие вокально-хоровые ансамбли (юноши и девушки 18-25 лет) и мужской хор.  

Хоры Академии регулярно выступают с концертами в России и за ее пределами - в странах Европы, Азии (Япония, Тайвань), США и Канаде. В числе несомненных достижений коллектива - многократное участие в ряде престижных музыкальных фестивалей: в Брегенце (Австрия, 1996, 1997), Кольмаре (Франция, 1997-2009), Рейнгау (Германия, 1995-2010) и, конечно, в Москве («Московская осень», «Московский Пасхальный фестиваль», «Черешневый лес»).

С хорами Училища и Академии сотрудничали прославленные российские и зарубежные дирижеры: Г. Абендрот, Р. Баршай, А. Гаук, Т. Зандерлинг, Д. Кахидзе, Д. Китаенко, К. Кондрашин, И. Маркевич, Е. Мравинский, М. Плетнев, Х. Риллинг, А. Рудин, Г. Рождественский, С. Самосуд, Е. Светланов, В. Спиваков, Ю. Темирканов, В. Федосеев. Многие современные композиторы доверяют исполнителям премьеры своих сочинений. Хоры Академии подготовили к исполнению и записали более 40 компакт-дисков.

С 2008 года сводным хором Академии руководит воспитанник Училища и Академии, ученик В. Попова, лауреат первой премии Первого московского конкурса хоровых дирижеров – Алексей Петров.

Изначально в Санкт-Петербурге планировался концерт с участием Владислава Чернушенко. Однако, в виду удмуртских гастролей, художественный руководитель Певческой капеллы Санкт-Петербурга не смог дирижировать московским хором.

«Всенощная» С.В.Рахманинова занимает особое место  в исполнительской практике Хора Академии В.С.Попова. Музыканты трепетно и нежно трактуют это духовное завещание Рахманинова. Слушая великолепное пение артистов, испытываешь непреодолимое ощущение блаженства и умиротворения. Мир становится чище и добрее, а тьма и несчастья внезапно исчезают в сознании слушателя. 

 

Алексей Петров в преддверии концерта согласился побеседовать с корреспондентом радио «Орфей» Виктором Александровым.

 - Алексей, Вы являетесь воспитанником легендарного московского коллектива. Как Вам работается в хоре? Какие важнейшие принципы  Виктора Попова вы исповедуете в работе с хористами?

Вы знаете, есть какая-то глубокая разница между профессиональным коллективом, где люди, состоявшиеся уже артисты, работают по профессии, и между учебным коллективом. Мое счастье работать именно  с учебным коллективом, куда люди приходят еще не подготовленные, но с какими-то чистыми светлыми душами. Людей можно не просто научить петь, их можно заразить этим искусством, и во многом даже направить как-то по жизни не просто  в сторону пения, но в сторону большой культуры. И, наверное, это, пожалуй, один из главных принципов, который исповедовал мой учитель Виктор Попов. Он руководил не только хором мальчиков и юношей Московского хорового училища. Он был организатором, создателем  и бессменным руководителем Большого Детского хора все советские годы. Виктор Попов организовал высшее учебное заведение Академию, которая сегодня является Храмом хорового искусства не только Москвы, но и всей необъятной России. Сохранить этот принцип обучения,  прежде всего человека, Музыканта с большой буквы, а не просто певца (извлекателя звуков) это и есть тот принцип, за который мы держимся и не стремимся ему изменить.

 - Алексей, какое значение имеет для Вас Светлый праздник Пасхи?

Я очень рад, что попал в эти дни с коллективом  в Санкт-Петербург. Сам город преобразился, люди радуются церковным событиям. Светит солнце, много радостных лиц мы видим на улицах (смеется). Я постарался посетить как можно больше храмов за эти два дня пребывания в городе, попал даже на службу в Казанский собор. Вообще праздник Пасхи это оздоровление, обновление не только религиозных чувств. Мне кажется, это чувствует вся природа, даже человек, который не так часто ходит в храм, но, тем не менее, задумывается иногда о Боге, о своем предназначении в земном мире. Мирянин чувствует благотворное влияние Пасхи. Наш концерт в Петербурге  -  музыкальное приношение всем верующим. Исполнение «Всенощного бдения» Рахманинова всегда ответственно и волнительно для каждого музыканта. Для нас большая радость и душевный восторг выступить в Большом зале Петербургской филармонии. В такие дни  каждому хочется открыть рот и спеть песнопения,  испытать при этом колоссальное удовольствие и поделиться радостью со всеми слушателями.

 - Сегодня Вы с хором Академии выступаете в прославленном Большом зале филармонии. Атмосфера этого Храма музыки влияет на Ваше исполнение?

Конечно, атмосфера зала откладывает неизгладимый отпечаток. Большой зал филармонии имеет славное прошлое и великие традиции. Весь антураж настраивает на служение Искусству в чисто рыцарском понимании. Это не проходящий концерт, для нас это историческое событие. В конце концов, мы не так часто посещаем Санкт-Петербург с гастролями. Совсем недавно удалось  тесно пообщаться и поработать на одной сцене с Владиславом Чернушенко. Он был в феврале с Петербургской Певческой капеллой на гастролях в Москве  и согласился дать творческий мастер-класс для студентов Академии хорового искусства и, более того, исполнить программу из сочинений Г.В.Свиридова в Камерном зале московского международного Дома Музыки. Вы знаете, для хора это был колоссальный исполнительский прорыв. К сожалению, на закрытии Великопостных концертов у Владислава Чернушенко не сложились планы выступить с хором Академии, мы очень надеялись на его интерпретацию Всенощной Рахманинова.  Но, в эти дни Владислав Александрович со своим коллективом выступает с духовной музыкой Чайковского на родине композитора в Удмуртии. Я горячо надеюсь на наши будущие совместные проекты с Петербургской капеллой и маэстро Чернушенко. Поверьте, для нас встреча с таким Мастером подобна глотку свежего чистого воздуха. 

- Хор академии хорового искусства закрывает цикл Великопостных концертов Большим Пасхальным концертом. Успели ли Вы ознакомиться с историей фестиваля?

Я очень признателен руководству фестиваля и, прежде всего, генеральному продюсеру госпоже Наталье Орловой за тот титанический труд и старания возможности воплотить  грандиозный хоровой проект в северо-западном регионе России. Это благое дело поднять хоровое искусство в наше непростое время, когда приходится бороться за каждый выход на сцену любому хоровому коллективу. Просто надо уметь выживать и преодолевать препятствия. Дай Бог, чтобы петербургский праздник хоровой музыки продолжался из года в год. Я буду очень рад, если на такой фестиваль всегда будут съезжаться люди со всех уголков нашей страны. Как церковная вера объединяет всех нас от Калининграда до Владивостока, так и хоровое дело всегда идет изнутри, из народа. Я надеюсь, оно не потеряет своих корней и всегда останется в нашей памяти достоянием общества.

Виктор Александров, Санкт-Петербург

Вернуться к списку новостей