Человек-эпоха, человек-легенда – сегодня маэстро Геннадию Рождественского исполняется 80 лет. Про себя не боится говорить: я из прошлого века, к нынешнему не привык. Да, собственно, чего ему бояться, ведь его жизнь это история, и не только нашей музыкальной культуры.

Геннадий Рождественский дирижирует 62 года! (ему не было 20 лет, когда он попал в Большой театр). Потом знаменитый Большой симфонический оркестр, камерный театр Покровского, оркестр Министерства культуры, оркестр Би-Би-Си, Венский симфонический, Стокгольмский королевский, Бостонский, Чикагский… Всего не перечесть. Он объездил весь мир, в его репертуаре более двух тысяч сочинений. По количеству записей нет равных: около 5 сотен компакт дисков! В общем, не жизнь, а сплошные рекорды. Например, управлять оркестром может без помощи рук, не используя мануальную технику. Дирижировать глазами - этому его научил отец , выдающийся дирижер Николай Аносов. И этому он учит своих студентов в Московской консерватории.

А какой он рассказчик! Его комментарии к музыке порой бывают намного интереснее, чем сама музыка. Но ведь и музыку он выбирает особенную. Он не играет «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси или «Неоконченную» Шуберта. И у Дебюсси, и у Шуберта Рождественский выбирает то, что не играет никто. Не зря его называют «музыкальным археологом». Например, в своей шубертиаде он отказался от симфоний в пользу месс (в наше время о них просто забыли). А музыка к «Святому Себастьяну» Дебюсси, а цикл Григ – Сибелиус – Нильсен. А музыка композиторов ХХ века, которую Рождественский для нас когда-то открыл. Он единственный не побоялся играть запрещенных тогда Шнитке, Губайдулину, Денисова.

Геннадий Николаевич никогда не плыл по воле волн. Он подписал письмо против возвращения гимна СССР (таких, кстати, нашлось всего 50 смелых). Но он же подготовил программу сталинской музыки - «Песнь о лесах» Шостаковича, «Кремль ночью» Мясковского, и «Здравица» Прокофьева. Кто, кроме него, на это мог бы решиться?

Да, Геннадий Николаевич Рождественский никого и ничего не боится. Не боится не играть поп-классику. Не боится откровенно высказываться о коллегах (непростые с ними взаимоотношения). Не боится отменять не только один концерт, но и целую серию. Можно продолжать, но стоит ли?

4 мая в свой юбилей Геннадий Николаевич выйдет на Новую сцену Большого театра, где соберутся его друзья, его семья – жена пианистка Виктория Постникова, сын скрипач Александр Рождественский, его поклонники - те, кто его любит, и кто не представляет культурное пространство России без маэстро Рождественского.

Ольга Сирота

Вернуться к списку новостей