История театрального костюма с Анной Пахомовой

 

 

 

Об авторе

Пахомова Анна Валериевна – профессор Московской художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова, кандидат культурологии, постоянная ведущая рубрики «Мода и мы» в журнале «studio Д`Антураж», сотрудничает с журналом «Ателье», преподает в Российско-французской академии моды, дизайн-эксперт Союза дизайнеров Москвы, член Международного художественного фонда, член Международной ассоциации писателей и публицистов.

 

Эскиз костюма лютниста, выполнен для Людовика XIVЦикл бесед об истории театрального костюма и моде, ярких личностях, влияющих на стилевые направления в этих областях (короли и королевы, художники, модельеры и др.) я решила начать с Людовика XIV[1] – короля необыкновенного, выдающегося, вся жизнь которого была как хорошо поставленный спектакль. Жизнь при дворе с модными переодеваниями, придворным церемониалом, этикетом,  напоминающая заученные по сценарию роли, а роскошно обставленные дворцы, прекрасные сады, оранжереи, парки служили великолепными декорациями. Сам Людовик очень любил театр, многие достижения в области именно этого искусства были сделаны во времена его правления. В этот период балет стал немым, самостоятельным видом театрального искусства, а когда Людовик только вступил на престол, балет представлял собой синтез реплик, пения и танцев. XVII век – век расцвета эпохи барокко. Уместно вспомнить несколько понятий, определяющих эту эпоху. Среди историков культуры и искусствоведов происхождение слова «барокко» вызывает больше споров, чем названия других эпох (или стилей). Есть несколько версий происхождения этого термина.

1. От португальского barroco - жемчужина неправильной формы, не имеющая оси симметрии, в XVII в. такие жемчужины были в моде.

2.От итальянского слова baroco - прием софистики, ложный силлогизм, основанный на метафоре, азиатская форма логики.

3. Довольно сомнительная версия от латинского bis-roca - скрученный камень.

4. Другая версия латинского происхождения -  verruca - крутое высокое место, дефект в драгоценном камне.

В разных контекстах слово «барокко» могло означать неестественность, вычурность, неискренность, элитарность, деформацию, преувеличенную эмоциональность. Как правило, все оттенки были позитивно окрашены. Если же отмечать особенности театра конца XVII - нач. XVIII вв., следует сказать, что в драме, трагедии и других жанрах пользовались аллегориями и здесь важнейшую роль играл костюм. Как в японском традиционном или, например, античном театре, аллегорические персонажи имели постоянные неизменные костюмы и/или атрибуты: Мир - с оливковой ветвью, Любовь появлялась на сцене с горящим сердцем и крестом, Надежда - с якорем,  Жестокость - с мечом, державой и короной, Фортуна - с колесом, Смерть - с косой, Покой - с масличной ветвью.

Для зрителя костюм - источник информации. За определенным героем, был закреплен хорошо узнаваемый костюм. Еще несколько примеров: Милость божья появлялась с горящим сердцем, чашей, лавровым венцом, Гнев нес обнаженный меч, его сопровождал дракон исторгающий пламя, Добродетель обычно изображалась в виде мужчины, иногда в виде Геркулеса и была одета в львиную шкуру, Время появлялось в черном одеянии с песочными часами и серпом, Тщеславие носило зеленые одежды, имело корону и павлиньи перья, Злоба восседала на змее. У реалистических персонажей тоже были неизменные элементы-символы, например, царь обладал знаками царской власти – венец и скипетр, восседал на троне. Также огромное значение имела семантика и язык цвета. Грех и Зависть носили черные одеяния. Ангелы всегда появлялись на сцене в белых одеждах, Грешник кающийся был в костюме белого цвета с черными полосами, которые символизировали его прегрешения. Этот изобразительный ряд совпадал и с речевыми характеристиками: черный грех, черный ад, светлое милосердие, светлая душа.

Следуя эстетическим требованиям времени, драматурги иногда смягчали жестокие эпизоды, переносили их за сцену, или представление шло через прозрачный занавес, как бы сквозь дымку. Театр барокко полностью стремится использовать все возможности, которые предоставляет сцена. Он многое унаследовал от предыдущей эпохи, многое усовершенствовал и добавил, а накопленные достижения передал театру следующих эпох.

Франция второй половины XVII века и позже становится диктатором в мире моды и, разумеется, другие страны перенимают все предложенные ею новшества. Характерными приметами  времени становятся пышность, роскошь, театрализованные праздники с представлениями и богатым антуражем. Декорации поражают воображение – здесь и фонтаны, и фейерверки, красочные декорации, искусно выполненные костюмы из драгоценных тканей. Кстати о тканях: благодаря реформам, в период правления Людовика XIV Франция становится первой в производстве тисненых шелков, из которых, искуснейшие портные шьют парадное платье и театральные костюмы.

В моде высокие каблуки. На сцене артисты тоже обуты в туфли на каблуке. Некоторые историки моды утверждают, что «Людовик был низкого роста», - это не совсем так. В письмах и записках современников Людовик -  прекрасно сложенный мужчина, среднего роста. Тщеславие монарха, разумеется, требовало взирать на подданных свысока и в моду входит обувь на высоких каблуках. Следует уточнить, что каблуки красного цвета, дозволено было носить только королю и придворным. 

Когда Людовик XIV был коронован, его интерес к танцам очень поощрял кардинал Мазарини, который, как известно, был итальянского происхождения. Из Италии, славившейся своими актерами, певцами, танцовщиками ко двору молодого короля были приглашены лучшие из них.

С 1653 года Людовик начинает выступать в так называемых «балетах театра Пале-Рояль». Эти странные с точки зрения современного человека мероприятия были вполне в духе времени, ибо проводились во время карнавала. Людовик  великолепно танцевал, с детства он ежедневно занимался танцами. 15-ти летний король дебютирует в специально для него поставленном спектакле. Он прекрасно исполняет свою партию, демонстрируя матери-королеве, кардиналу Мазарини и всему двору необыкновенную грацию. У него несколько выходов в этом спектакле, в финальной части он появился в образе Аполлона  – бога солнца. Облик короля был фантастическим.  Необыкновенный  костюм представлял собой синтез римских доспехов и парадной одежды, голову венчал фантазийный убор. Все детали костюма были золотистого цвета, у зрителей создавалось впечатление, что перед ними сам Бог Солнца. Потом были и другие балеты. Роли в них распределял сам король или же его приближенный и друг -  де Сент-Эньян. Во многих придворных балетах Людовик также танцует партии Солнца или Аполлона. Историки считают, что именно с этого момента Людовика стали величать Король-Солнце, с данным утверждением трудно спорить. В любом случае, с этого момента и в последующие годы он тщательно поддерживает всеми своими действиями лучезарный  имидж.

Ежегодно для Людовика XIV ставился 1или 2 спектакля. Он лично принимал участие в создании сценария, придумывал костюмы и декорации. Сценическая жизнь Короля-Солнце была долгой, в последний раз он вышел на сцену в возрасте 44 лет. Предание гласит, что Людовик, играя в спектакле не смог удержать равновесие, исполняя сложнейший хореографический рисунок, упал. После этого каверзного инцидента король больше не выступал на публике.

Огромным шагом в область театральных свершений было создание в 1661г. Королевской академии музыки и танца, объединившей 13 ведущих танцмейстеров. В этот период в Париже началось строительство оперного театра, и через девять лет была открыта Парижская опера. Королевский учитель танцев, Пьер Бошан (1637–1705 гг.), много сделавший для кодификации танца в соответствии с утвержденными при его участии правилами, и выработавший систему записи танцев, был назначен балетмейстером.

Стоит вспомнить ещё об одном культурном увеселении эпохи барокко - так называемой «Карусели». Это празднично-карнавальная кавалькада, представляла собой нечто среднее между спортивным праздником и маскарадом. В те времена «Карусель» называли просто «конным балетом». На Карусели 1662 года Людовик XIV предстал перед народом в роли Римского Императора с огромным щитом в форме Солнца, что символизировало «Само Солнце защищает короля, а вместе с ним и всю Францию». В этом спектакле принцам крови достались второстепенные роли, нравилось им это или нет, - они изображали планеты, подвластные Солнцу, разные природные стихии и явления. У историка балета Ф. Боссана читаем: «Именно на Большой Карусели 1662 года в некотором роде родился Король-Солнце. Имя ему дали не политика и не победы его армий, но конный балет».  Так сценический образ стал имиджевым решением на всю долгую жизнь Людовика. А страсть к переодеваниям и смене образа стала при дворе  обязательной. В гардеробе придворного обязательно должно было быть не менее 30 камзолов на каждый день месяца, одежда строго делилась на зимнюю и летнюю. Дорогостоящие парики – необходимая часть, дополняющая костюм и, конечно же, грим. В это время пудра, помады, румяна в избытке и на мужских и на женских лицах. Восхищенных зрителей Людовику хватало и после театрального периода. В Версале на королевских прогулках собиралось до тысячи человек, а на праздничных увеселениях и того больше.

В следующий раз мы поговорим о значимых для театрального костюма XVIII в. изменениях, об актрисах, писателях, художниках  внесших свою лепту в это направление, элементах костюма и аксессуарах.

 


Подписи к иллюстрациям (сверху-вниз слева-направо):

Илл. 1 – Юный Людовик в костюме Аполлона. 1654 г.

Илл. 2 – Эскиз костюм воина, выполнен для Людовика XIV.

Илл. 3 – Костюм Аполлона, бога солнца в «Королевском балете Ночи», поставленном в честь разгрома Фронды, где юный король выступал в партии «Солнца, разгоняющего тьму».

Илл. 4 – Эскиз костюма лютниста, выполнен для Людовика XIV.

Илл. 5 – Людовик XIV во время осады Дункирка. 2 декабря 1662 г. (фрагмент).

Илл. 6 – Эскиз костюма Геркулеса (Добродетели).

Илл. 7 – Людовик на церемонии открытия Академии наук, 1667 г. (фрагмент)

Илл. 8 – Гиацинт Риго. Людовик XIV в королевском облачении. 1701

 

В статье использован иллюстративный материал:

1.  Сайт Национальной библиотеки Франции http://www.bnf.fr/fr/acc/x.accueil.html

2.  Мода и стиль. Современная энциклопедия. М., 2002

3.  А.Дюма. Людовик XIV. Биография. М. 2008

 


[1] Людовик XIV де Бурбон, получивший при рождении имя Людовик-Дьёдонне (фр. Louis-Dieudonné), также известный как «Король-Солнце» (фр. Louis XIV Le Roi Soleil), также Людовик XIV Великий, (1638-1715). Правил в 1643-1715 годах. Коронован 14 апреля 1643 г. Царствовал 72 года — дольше, чем какой-либо другой монарх крупнейших государств Европы.

Вернуться к списку новостей