Радиостанции «Орфей» – 20 лет! Прекрасный возраст: и начало зрелости, и все преимущества юности, из которых, может быть, главное – уверенность: вся жизнь впереди.

«Орфей» был и остаётся единственным островком высокой культуры в радиоэфире: проводником и проповедником Большой Музыки. И конечно же, в праздновании ведущая роль принадлежала музыке: 17 апреля в Государственном кремлёвском дворце состоялся концерт, посвящённый юбилею «Орфея», под общим названием «Оперные страсти». В нём приняли участие выдающиеся оперные певцы и творческие коллективы радиостанции: Академический большой хор «Мастера хорового пения» под управлением Заслуженного деятеля культуры России, профессора Льва Конторовича и Симфонический оркестр радио «Орфей», возглавляемый его художественным руководителем и главным дирижёром Сергеем Кондрашевым

О высоком артистизме хора, его подлинно академической культуре мне не раз доводилось писать, а об оркестре хотелось бы специально сказать пару слов. Я не раз слышал его выступления, застал коллектив и в его самый тяжелый период – тогда оркестр остался без постоянного руководителя и дирижёра. Не буду лицемерить: о качестве игры оркестра я просто дипломатично умалчивал – какие бы хорошие музыканты там ни собрались, насколько бы ни был талантлив и усерден концертмейстер, собрать эту группу в нечто целостное за пару репетиций не смог бы никакой случайный дирижёр. Нынешний руководитель, молодой дирижёр Сергей Кондрашев за короткий срок совершил настоящую революцию, превратив коллектив в подлинный монолитный ансамбль с отличным звучанием. Дать более точную и развёрнутую оценку затруднительно из-за системы звукоусиления, установленной в ГКД, но есть и надёжные критерии, позволяющие как минимум отличить достойный БСО от посредственного. Первый и самый заметный признак – звучание медных: почему-то даже хорошие трубачи и валторнисты, попав в средненький коллектив, будто утрачивают уверенность и позволяют себе звуковой брак. Сегодня медная группа если и не достигла уровня самых выдающихся коллективов, то налицо огромный прогресс, в частности, появилась гибкость и сбалансированность в динамических градациях. Более тонкий и глубокий критерий – звучание струнной группы: «души оркестра» и его основы, определяющей класс коллектива в целом. Нынешнее звучание струнников даже не хочется сравнивать с прошлым: небо и земля. Наверное, в возрождении коллектива есть и огромная заслуга второго дирижёра: Народного артиста России Сергея Политикова – ведь именно он и начал возвращать оркестр к настоящей, полноценной творческой жизни.

Название концерта, позаимствованное у известного цикла радиопередач, вполне соответствует содержанию: его составили оперные арии и оркестровые фрагменты. И, конечно же, главная роль в нём отводилась певцам. Чтобы оценить уровень концерта, достаточно ознакомиться со списком солистов (титулы я опускаю, ввиду их многочисленности): Владислав Пьявко, Мария Горелова, Дмитрий Харитонов, Ирма Отто, Алхаз Ферзба, Алексей Татаринцев, Оксана Волкова, Аскар Абдразаков, Ольга Терентьева, Димитрий Харитонов,  Василий Гафаров, Игорь Манаширов, Елена Терентьева, Сергей Спиридонов, Елена Заремба.

Что же касается общего впечатления (здесь и звёздный состав, и сценарий, и режиссура, и работа со светом, и превосходная организация), могу ограничиться единственным словом: грандиозно!

Чтобы меня не заподозрили в неискренности, сразу предупреждаю: на концерте звучала совсем «не моя» музыка, за исключением русской оперы и симфонических миниатюр. Итальянская, а отчасти и французская опера недоступна моему пониманию; если здесь я что и ценю, то отнюдь не «репертуарные хиты». А в программе как раз и были собраны самые популярные, запетые-перепетые номера. Так что эти краткие заметки – свидетельство человека не просто незаинтересованного, но и изрядно предубеждённого. Наверное, потрясти меня этот концерт не мог в силу вышеизложенного, но то, что представление по-настоящему захватило такого равнодушного слушателя, говорит о многом.

Благоприятный настрой сложился сразу – под звуки яркой увертюры к «Кармен», с «аккомпанементом» световой партитуры. Сюда входит не только продуманная постановка света, мгновенно меняющая «эмоциональную температуру» сцены. Стоит отметить, что симфонические фрагменты сопровождались своеобразным «кино» во весь задник – отвлечёнными, но точными по настроению кадрами. На симфоническом концерте в филармонии это было бы явно лишним, однако здесь, в данном контексте, этот приём только работал на общее. Особенно запомнилась интродукция к «Пиковой даме» сопровождаемая несколько сюрреалистичными видами мрачного павловского Петербурга.

С понятным трепетом (и скепсисом) я ожидал выступлений солистов в нелюбимом мною репертуаре – но певцы не подвели! Большинство героев итальянской оперы совершенно одномерны – это даже не роли, но амплуа, наподобие персонажей del arte – комедии масок. Психологизму здесь тесновато, так что в негласном соревновании вокалистов главная роль неизбежно отводится виртуозности и силе голоса, в лучшем случае – силе эмоции (не забывая, конечно, о пластичности и красоте голосоведения). И если певцы заставили внимательно их слушать, более того – захватили, то это оттого, что они (по моему скромному суждению) ни в чём не уступали пропиаренным итальянским коллегам. А по эмоциональности, возможно, и превосходили, чему, конечно же, «виной» отечественная традиция предельной самоотдачи в выступлениях. Если наша школа чем-то и отличается от апеннинской, то это полным отсутствием манерности и слащавости. Какие голоса, какие артисты!

Я понимаю, что сделал спорное и ответственное заявление. Тем паче что я не отношу себя к знатокам бельканто, отнюдь. Поэтому в перерыве и по окончании концерта я взял полтора-два десятка мини-интервью у зрителей посолиднее с целью проверить впечатления – и они подтвердились полностью. Вплоть до забавной фразы: «Нечего там делать, в этой Италии – у нас всё есть». Если моя выборка и недостаточна репрезентативна (как выражаются специалисты), то есть и другая статистика: на певцов из России и стран СНГ ныне высокий спрос за рубежом, в том числе в Италии – видимо, недаром?..

И всё-таки островки русской оперной классики прозвучали куда привлекательней – совсем другое качество музыки, иной уровень содержательности. И страсти отнюдь не оперные, но подлинные. В первом отделении таких отрывков было два – и оба прозвучали контрастом к основному набору. Особенно запомнился второй: выступление Аскара Абдразакова. Ария Кончака, казалось бы, изучена вдоль и поперёк, однако знаменитое понижение (на слова «ужас смерти сеял мой булат») заставило буквально оцепенеть. Интересен и «итальянский номер» Абдразакова: певец исполнил пролог из оперы Арриго Бойто «Мефистофель». У нас она не слишком известна, однако для меня это одно из немногих ценимых итальянских произведений для музыкального театра. Бойто более известен как либреттист, в частности Верди, что воспринимается как подчинённое положение к композитору, однако в своей опере он, думается, на голову превзошёл прославленного «начальника» (конкуренцию, полагаю, может составить лишь «Аида», но это произведение совсем иного плана). С моей стороны это вновь «смелое» заявление, однако так же думала и часть итальянской творческой интеллигенции: Бойто входил в движение «Скапильятура», считавшее итальянский романтизм «эпигонским, провинциальным и напыщенным». Оперу Бойто выгодно отличают от привычного «вала» по меньшей мере два момента. Во-первых, в сюжете банальную любовную интрижку потеснили фундаментальные вопросы бытия. Во-вторых – развитая, сложная, интересная музыкальная фактура; здесь, конечно, сказалось глубокое знакомство Бойто с творчеством Вагнера – непревзойдённого оперного «учителя». Любопытен такой эпизод в судьбе оперы: публика, привыкшая к примитивной гармонии Доницетти и Верди, оперу поначалу не приняла, а спас её Фёдор Шаляпин, блистательно исполнивший партию Мефистофеля в «Ла Скала». Здесь же, в концерте, Бойто предоставил простор певцу для тонкой и содержательной психологической игры, что тот и проделал с блеском.

Честно говоря, я не собирался подробно описывать номера программы, но не могу пройти мимо выступления Елены Заремба, исполнившей арию Далилы и Хабанеру из «Кармен». По сюжету Далила – очень непростой персонаж, что, к сожалению, не поддержано незамысловатой (пусть и красивой) музыкой Сен-Санса. Певица сумела «взломать» тесные рамки музыки, создав убедительный образ распутницы, преображённой недолгой, но подлинной страстью. Ещё интереснее получилась Кармен: вместо привычного клише «первой красотки на деревне» перед нами предстала наглая, циничная стерва, откровенно издевающаяся над тем, что свято для других. («L'amour» через губу, как плевок – это было неподражаемо). Здесь уже сквозь убогое либретто просвечивает гений Мериме, и я, наверно, первый раз в жизни слушал насквозь запетую арию с нарастающим интересом.

Конечно, отдельных слов заслуживают и другие солисты, буквально все – но здесь уже трудно было бы остановиться. Поэтому я ограничусь тем, что подчеркну особую роль нашего замечательного хора. Его участие позволило, в частности, исполнить ряд оперных номеров в полной версии (с хором), что оказалось неоценимым. Особенно в таких номерах, как ария Калафа из «Турандот» Пуччини. По-моему, эта опера – лучшая из созданных веристами, а роль хора здесь особенно велика; партию Калафа блестяще спел Сергей Спиридонов.

Хор пленных иудеев из «Набукко» я вообще не в силах воспринимать адекватно из-за непроходимых противоречий между текстом и музыкой. Однако «Мастера хорового пения» исполнили его так, что я почти поверил в страдания древнего народа; поверьте, в моих устах это «почти» - очень высокая оценка. Но ещё интереснее прозвучали транскрипции Л. Конторовича оркестровых произведений для хора a capella. И в «Полёте шмеля», и в Каватине Фигаро (где хор аккомпанировал Василию Гафарову) звучание было не просто виртуозным, но, казалось, временами слышатся звуки инструментов.

Как видите, эти заметки весьма субъективны и спорны. Но, повторюсь, если уж такого скептика «проняло», концерт действительно получился, притом высшего качества. Ещё раз поздравляю «Орфей», весь его коллектив с юбилеем, и не сомневаюсь, что к поздравлениям и пожеланиям бесконечной жизни нашей станции присоединятся все друзья «Орфея» и классической музыки.

 

Текст Раиля Кунафина

Фото Кирилла Курганова

Вернуться к списку новостей