6-го апреля в Театре эстрады состоялся благотворительный концерт «Признание в любви», организованный Фондом «Артист», с участием выдающихся отечественных актёров, а также коллектива «Геликон-оперы»: солистов, оркестра и хора.

Оркестр театра "Геликон-Опера"(Дирижер Константин Чудовский)

Собственно, затасканное выражение «благотворительный концерт» не вполне точно. Фонд поддержки деятелей искусств учреждён в 2008-м году Народным артистом РФ Евгением Мироновым, Заслуженной артисткой РФ Марией Мироновой и продюсером Натальей Шагинян-Нидэм. Как нам сообщили, деятельность фонда «Артист» включает два направления: «Актёры – детям» и «Актёры – актёрам». В данном случае речь идёт о втором, и мы остановимся на этом чуть подробнее. В настоящее время под опёкой фонда находятся свыше 1500 ветеранов сцены и кинематографа, отдавших любимому делу всю свою жизнь – а это полвека служения искусству! Среди них есть и не самые знаменитые, и такие, игрой которых восхищалась вся страна – сотни миллионов зрителей, не считая зарубежных! Сейчас же, «отыграв своё», они оказались выброшены обществом на обочину жизни. Мне не раз доводилось читать в газете «Культура» о бедственном положении ветеранов сцены и кино – по сравнению с этим слезливые заокеанские истории о бывших звёздах Голливуда кажутся святочными сказками с традиционным хэппи-эндом. Помимо проблем с хлебом насущным и лекарствами, престарелых деятелей искусства, некогда бывших у всех на виду, особо угнетает ощущение ненужности, заброшенности, и активисты Фонда проявили немалую чуткость, организовав специальные программы по участию ветеранов в различных мероприятиях и даже программу «День рождения». Суммируя, можно сказать, что речь идёт не о благотворительности – Фонд и общественность лишь возвращают всенародным любимцам часть неоплатного долга.

Заслуженная артистка РФ Мария Миронова, соучредитель Благотворительного Фонда Поддержки деятелей искусства "Артист"

Ну а слово «концерт» сюда и подавно никак не подходит. Режиссёры представления, Народный артист РФ Дмитрий Бертман («Геликон-опера») и Заслуженная артистка РФ Марина Брусникина (МХАТ) создали музыкально-литературную композицию, настолько цельную, что она больше походит на спектакль. «Номера» здесь не чередуются, а органически вытекают один их другого; вкупе со светом, пластикой, мизансценами это создаёт атмосферу сквозного действия. Программа музыкальной части обманчива: здесь представлены самые популярные произведения, однако в свете режиссёрской концепции они прозвучали исключительно свежо – так, как и задумано их творцами. И уже после концерта мы с продюсером «Орфея» Мариной Никольской весьма сокрушались, что концерт не записан – а его можно было с успехом передать по ТВ, даже в прайм-тайм.

Народный артист РФ Евгений Миронов, соучредитель Благотворительного Фонда Поддержки деятелей искусства "Артист"

Ну а название концерта – «Признание в любви» – звучит вроде бы тривиально, однако его подлинная суть, романтичная и возвышенная, блистательно раскрыта в постановке. У слова «любовь» много значений: сперва актёры рассказали о своей любви к предшественникам, которых они по справедливости называли Учителями. Это мало походило на так называемое «вступительное слово»: скорее – художественная композиция, тонко поддержанная оркестром (дирижёр – Константин Чудовский), с переходом в мелодекламацию. А лейттемой дальнейшего стала любовь к музыке. Стихи Шекспира, Лермонтова, Бодлера, Блока, Бунина, Тарковского и других – лучших поэтов, вдохновлённых музыкой, в прекрасном исполнении мастеров сцены. И, конечно, сама музыка, посвящённая любви, органично переплетающаяся со словом.

Художественный руководитель и главный режиссер театра "Геликон-Опера" Дмитрий Бертман

Похоже, в почётной акции решили участвовать все солисты «Геликон-оперы», и это удачно слилось с режиссёрской фантазией. Так, Хабанеру Кармен исполнили три певицы, по очереди выходящие на авансцену, каждая в сопровождении мужского хора (не статично, а в действии), а завершилось всё общим тутти. Получилось и увлекательно, и просто остроумно. Хотя, признаться, фраки, увивающиеся вокруг прим, явственно напомнили венскую оперетку – в полном соответствии с высказываниями Рихарда Вагнера о французской опере. Но мне показалось, что и такой намёк – тоже часть режиссёрского замысла.

Этот приём «поливокала» в дальнейшем использовался не раз, порой весьма нетривиально. Знаменитая Колыбельная Клары из «Порги и Бесс» тоже прозвучала «в трёх лицах», с участием хора, но в финале центральную солистку поддержали остальные певицы, подпевкой, свингуя в лучших традициях американского джаза. Такого «негритянского трио», конечно, нет в нотах Гершвина, но итог вышел на редкость ярким, и совершенно в духе оперы.

Солистка театра "Геликон-Опера" Александра Ковалевич

Немалое удовольствие доставил дуэт Гульберта и Ундины из оперы Чайковского «Ундина» (на сей раз спетый «правильно», дуэтом). Опера эта ранняя, наверное, не из лучших, она ни разу не была поставлена, так что ждал я дуэта с интересом. Но… музыка оказалась абсолютно знакомой – именно её использовал Чайковский восемь лет спустя в «Лебедином озере». Однако без сюрприза не обошлось: в соединении с текстом известные мелодии зазвучали по-новому, и мне даже показалось, более органично. В любом случае, никаких скидок на «молодость маэстро» делать не пришлось: дуэт по-настоящему, глубоко красив, и наполнен искренним чувством.

Здесь, ближе к финалу, тема любви обогатилась новым измерением. Любви ко всему, и «просто» любви человеческой. И завершение спектакля – финальная сцена с хором из оперы «Сказки Гофмана» Оффенбаха – прозвучала как подлинный гимн всепобеждающей любви. Это затёртые слова, однако со сцены звучал именно Гимн, куда более торжественный, чем государственный в любой редакции. Настолько же, насколько Любовь больше любой сверхдержавы.

Дуэт Гульберта и Ундины. Исполнители: Народная артистка РФ Наталья Загоринская и Заслуженный артист РФ Вадим Заплечный

Я намеренно не стал перечислять всех «номеров» с их исполнителями, дабы не превращать эти заметки в протокол. Но нельзя не назвать тех, кто превратил для нас этот вечер в праздник. Это Народный артист РФ Евгений Миронов, Заслуженная артистка РФ Мария Миронова, Ирина Апексимова, Игорь Петренко, Заслуженный артист РФ Игорь Верник, Ирина Пегова. Солисты «Геликон-оперы»: Ирина Самойлова, Елена Семёнова, Ксения Вязникова, Лариса Костюк, Александра Ковалевич, Заслуженный артист РФ Вадим Заплечный, Пётр Морозов, Дмитрий Янковский, Андрей Паламарчук, Народная артистка РФ Наталья Загоринская, Мария Масхулия. Отметить хотелось бы многих вокалистов, если не всех – настолько высок был творческий подъём. Никого не хотелось бы обойти вниманием, но всё же одно выступление запомнилось особо. «Колокольчик» Александра Гурилёва – романс известнейший, «запетый», по нынешним меркам даже незамысловатый, но он был исполнен Андреем Паламарчуком… гениально (я долго искал подходящие слова, но более точного нет). Спетый очень тихо, пиано (при этом были слышны малейшие нюансы), романс заставил зал буквально оцепенеть. А затёртые, тоже «незамысловатые» слова текста вдруг обрели изначальный объём и смысл, подымаясь до философии бытия.

Участники концерта

Что ж, любовь и музыка – не только синонимы, согласно Пушкину, это и философия истинно творческих людей. Таких, каких мы увидели и услышали в тот вечер на сцене. Огромное им спасибо – и за их благородную деятельность, и за прекрасный концерт.

Раиль КУНАФИН

 

>> Фотогалерея благотворительного концерта "Признание в любви"

Вернуться к списку новостей