ICMA-2011. НОМИНАЦИЯ «ЛУЧШИЙ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ НА DVD»


Piotr I. Tchaikovsky:

Two films (Tchaikovsky's Women, Fate)

Written & directed by Christopher Nupen

Allegro Films A 10CN D

Кристфер Нупен – один из наиболее известных и прославленных режиссеров, создатель большого числа фильмов о музыкантах, в том числе о Натане Мильштейне, Яне Сибелиусе, Владимире Ашкенази, Ицхаке Перлмане, Жаклин Дю Пре и многих других. Прежде всего, Кристофер Нупен настаивает на том, что его работы – это не документальные фильмы. «Документальная картина, - говорит режиссер, - это, в первую очередь, факты и люди. Мои же фильмы о музыке и внутренней силе художественных воззрений композитора и исполнителя».

Каким образом в списке киноработ этого, пожалуй, самого музыкального режиссера оказался фильм о Чайковском, Кристофер Нупен рассказал лично в интервью Ирине Тушинцевой.

Почему Вы решили снять фильм  о Чайковском?

Кристфер Нупен: Потому что Чайковский один из самых величайших композиторов, однако, его музыку так легко понять, что многие люди думают: «А-а, Чайковский, ну, это не совсем интересно». В России, конечно, иначе, но на Западе Чайковский не обладает той репутацией композитора, которую он, несомненно, заслуживает. Он один из лучших, создал столько любимых всеми мелодий. Но для Чайковского не существовало легкости ни в сочинении, ни в жизни. Он жил неимоверно тяжело и трудно из-за непрекращающегося ощущения давящей тревоги внутри него самого. И потому я решил прибегнуть к средствам DVD и телевидения для того, чтобы показать, сколь недостижимо его величие как артиста и музыканта. Я обращаюсь к дневникам и письмам Чайковского, и в особенности к его переписке с Надеждой Филаретовной фон Мекк. Жизнь Чайковского очень впечатляющая история, трогательная, и сегодня она выиграла для меня приз.

Насколько трудно было для Вас погружение в жизнь и творчество композитора? К каким еще документам Вы обращались?

Труден сам процесс создания фильма. Вам необходимо отделять зерна от плевел, понять самое существенное – это и есть, пожалуй, наиболее сложная часть процесса.

Но ведь жизнь Чайковского сложна, противоречива, вокруг этой фигуры так много разных правд, претендующих на истину. Как Вы поступили в этой ситуации?

Да, вы правы. Но думаю, надо иначе ставить вопрос и иначе размышлять. В любом случае вы никогда не сможете  одном фильме показать всю правду. Для меня честность самая важная вещь, и попытка добиться истины, конечно, необходима. Все, что вы можете сделать – это знать, что результат работы, сама картина, обладает своим собственным голосом, своим единством. И то, о чем повествует картина  – истин для художника. Конечно, есть миллион других моментов, которые хотелось бы знать, но фильм должен сказать зрителю: «А теперь иди и читай книги, иди и слушай музыку».

Представьте, что Ваш фильм смотрят русские зрители, какова главная идея этой картины, которую вы бы хотели донести до них?

Что Петр Ильич истинное солнце России, человек, которому своей музыкой удалось достичь человеческого сердца.

А что Вам особенно нравится из его сочинений?

Практически все. В конце фильма особенно ярко звучит финал Шестой симфонии, дирижирует Владимир Ашкенази. И для меня любой человек с душой, услышав это, поймет, что перед ним история о самой большой радости и самом большом отчаянии в душе. И это Петр Ильич, который лично говорит нам об этом.

Вернуться к списку новостей