На большие экраны Москвы выходит эпическая киносага «Конфуций» – фильм, который не просто интересен содержанием, но и в определенном смысле необходим нашему обществу. На днях в кинотеатре «35ММ» состоялся торжественный предпремьерный показ картины при участии многочисленной прессы, почетных гостей из Китая, Советника по культуре Посольства Китайской Народной Республики в России Господина Чи Жуньлиня и известного российского китаеведа, писателя, основателя и главного редактора журнала «Цигун» Бронислава Виногродского.

Эксклюзивную лицензию на показ фильма в России получила компания «Мистерия звука», а потому с 12 апреля «Конфуция» можно будет увидеть лишь в некоторых кинотеатрах столицы, среди них «Художественный» и «Люксор». Этот фильм мне хочется рекомендовать к просмотру от всей души, и вот почему…

«Конфуций», определенно, встает в один ряд с лучшими китайскими киноэпосами на исторические сюжеты. Режиссер картины Ху Мей – женщина, и это наводит флер недоумения смешанного с изумлением. Словом, Ху Мей, уже обеспечила себе место в истории китайского кинематографа, сняв «Конфуция» и став первой и на данный момент единственной женщиной режиссером с подобным замахом, масштабом его реализации и, как результат, впечатляющим кассовым сбором в китайском прокате. Фильм снят по всем канонам эпического кино, с обстоятельным (прямо скажем неженским) подходом, обилием батальных сцен, исторической достоверностью и убедительной стилизацией.

Сюжет картины охватывает тот период жизни великого мыслителя, когда, завоевав доверие правителя китайского княжества Лу, он получает высокопоставленный пост при его дворе, и за время своего недолгого пребывания на нем значительно преуспевает в политических делах. Однако козни завистливых чиновников и недоброжелателей вынуждают Конфуция уйти в изгнание и на многие годы податься в скитания по китайской земле с распространением своего учения.

Думается (и я сейчас выражаю сугубо субъективное мнение), что «Конфуций» в созерцательном отношении ценен в первую очередь не любопытными биографическими сведениями из жизни древнекитайского философа, конечно, тоже познавательными, и хочется верить, что близкими к правде, а двумя ключевыми моментами. Прежде всего, картина дает весьма цельное, хоть далеко и не всеобъемлющее представление об учении Конфуция в его основах, но показанное не как некая философская теория, а применяемое на практике – в поступках, в тех или иных обстоятельствах. И здесь не только мотив к осмыслению (что любая философия порой очень трудна в практической реализации), но и просветительский аспект в целом. Потому что, что мы знаем об учении Конфуция? В лучшем случае имеем весьма поверхностное представление, а в большинстве своем ограничиваемся банальным набором слов «великий древнекитайский философ и мыслитель» и т.д. А в чем суть этого величия, ведаем весьма смутно. В то время как на конфуцианстве столетиями выстраивалась культурная, социальная и нравственная жизнь не только Китая, но и доброй половины азиатских стран.  Возможно, все это и немудрено в век, когда всякая эрудиция носит узкоспециальную направленность, но все-таки о Конфуции вы теперь сможете говорить с неким знанием дела. Увидите, вам и самим это будет отрадно.

В широком смысле, в картине нам показывается тип личности, который в принципе вымывается из современного общества – личности глубоко принципиальной, стройной, гармоничной, неотвратимо следующей своим идеалам. На экране все это удивительно воплощает Чоу Юньфат (исполнитель роли Конфуция), который еще до каких бы то ни было изречений и действий все выражает своим лицом. Лицо Конфуция – это самородная,  проницательная и отстраненная полуулыбка Чоу Юньфата, в которой и готовность ко всякому злу окружающего мира, и мужество его преодолевать, и знание о том, что жить по принципам добродетели заведомо непросто. Собственными глазами мы видим, что из последовательности рождается целостность, а из целостности рождается красота. И, наблюдая за этим со стороны, мы осознаем и подлинность этой красоты, и проникаемся, и восхищаемся ею. Так, что в какой-то момент обещаем себе обязательно познакомиться с трудами Конфуция и попытаться следовать его постулатам. Все это длится недолго, и водоворот жизни очень скоро засасывает в привычные рамки существующей системы. Но, кто знает, ведь «Если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно»? Как бы там ни было, вдохновение еще никогда никому не приносило вреда.

Остается только добавить, что 9 апреля в кинотеатре «35 ММ» состоится дополнительный показ  фильма «Конфуций» на китайском языке с русскими субтитрами (за что мы и любим это место), а с 12 апреля картину можно будет увидеть и в других кинотеатрах в дублированной версии.

Так, что желаю вам приятного про…

Желаю вам приятно просвещения и вдохновения!

Мария Юрченко

Вернуться к списку новостей