Нас покинула Лидия Анатольевна Давыдова. Удивительная, необыкновенная певица, Народная артистка России. Однако прославилась она не званиями и наградами, не громкими победами на престижных смотрах. Её удел – филармоническая сцена, в первую очередь – камерное пение: музыка, обращённая непосредственно к сердцу каждого слушателя. И именно здесь, в среде подлинных ценителей настоящей музыки, она и обрела и свою славу, и любовь миллионов.

Однако столь общие слова мало что говорят об уникальности дарования певицы. Моя первая встреча с Давыдовой произошла почти случайно: она выступала как «вокальное украшение» обычного органного концерта. Тогда, на заре моего приобщения к музыке, я слушал почти исключительно орган, доставлявший мне огромное наслаждение. Но когда на сцене Большого зала Консерватории появилась молодая женщина необычайной красоты, в ослепительно белом платье, когда зазвучали арии и песни Баха, я был просто сражён этим абсолютным совершенством. Казалось, в ярком свете явилась сама Музыка в своей идеальной ипостаси.

Ансамбль солистов "Мадригал" / фото с официального сайта ансамбля www.madrigal.ru /

Тогда я впервые услышал это имя, и был совершенно покорён Лидией Давыдовой. Возможно, какую-то роль сыграл и её неземной облик – да всё наше юное поколение было влюблено в Давыдову! Тем безгрешным восторгом, на который только и способна юность. Но, конечно же, особо чаровал её уникальный голос – округлый, какого-то детского, наивного тембра. Однако эта безыскусственность, чуждая всякой аффектации, почти простота завораживали тончайшими оттенками глубокого чувства. Выражение «фантастический голос» – это банальность. Но голос Лидии Давыдовой был именно фантастичным в самом прямом смысле слова – её пение уводило дух в некое высшее идеальное бытие. Лучшее слово здесь – «сказка»: надмирная ирреальность, в которой творятся неведомые чудеса.

Такие люди никогда не уходят навсегда. Остаётся не только память; остались чудесные записи, и поныне приводящие в восторг, остались ученики. Целый коллектив учеников и последователей – знаменитый ансамбль «Мадригал»:

Галина Жуковская (сопрано),

Светлана Орлова (сопрано),

Светлана Свитина-Улитина (меццо-сопрано),

Иван Чабров (тенор),

Юрий Вустин (бас),

Антонио Грамши (блокфлейты, круммхорны, волынка, лютня, ударные),

Алексей Шеин (блокфлейты, круммхорны, шалмей),

Юлия Граб (ребек, скрипка, виолы),

Александра Дроздова (виолы),

Владимир Дроздов (виола да гамба),

Андрей Чернышов (лютня),

Николай Григоров (клавесин, орган).

Художественным руководителем ансамбля до последних дней оставалась Лидия Анатольевна Давыдова. Выборы нового руководителя решено провести после сорокадневного траура.

В мою задачу не входит проследить долгую историю «Мадригала», которому Лидия Давыдова отдала большую часть своей жизни. Но и список участников я привёл не случайно, поскольку новейшая история ансамбля порождает некоторое недоумение. История эта тянется уже не первый год, однако результат вышел двусмысленным: ныне под эгидой Московской филармонии действует совсем другой коллектив с тем же названием «Мадригал», с новым составом музыкантов под руководством Александра Суэтина. На следующий же день по кончине Лидии Давыдовой состоялось совещание, на котором филармония предъявила претензии «давыдовцам» в незаконном использовании бренда. Однако мне, при всём уважении к Филармонии и её неоценимой деятельности, ситуация представляется прямо противоположной. Заявка на регистрацию товарного знака (бренда) была принята от «давыдовцев» ещё в 2008 году, в августе знак «Мадригал» зарегистрирован на АНО «Новые классические звёзды», в октябре получено свидетельство (патент), а 7 февраля с. г. выдано подтверждение на исключительное использование знака «Мадригал» участниками ансамбля Лидии Давыдовой. Руководство же Филармонии объявило бренд собственностью не коллектива даже, а своей, хотя в ответ на аналогичную заявку о регистрации получило закономерный отказ. И тогда решило действовать путём прямого давления; новое заседание назначено на 30 марта, поскольку коллектив «давыдовцев» даже не был ознакомлен с текстом претензии.

Тем не менее я не собираюсь выступать здесь с позиций третейского судьи, давать какую-либо моральную оценку действиям сторон, и даже не буду апеллировать к формальной, законодательной стороне дела. Александр Суэтин – бесспорно, замечательный музыкант, наверное, и хороший организатор, а у Филармонии, возможно, есть и вполне уважительные резоны, которые тоже стоило бы выслушать. Но я хотел бы взглянуть на ситуацию с другой стороны, внешней и, надеюсь, объективной: в общем и целом «битва за наследие» представляется довольно… нелепой! Ну скажите мне, разве плохо, что у нас появился ещё один ансамбль старинной музыки? Не так уж мы избалованы аутентичными коллективами! И что, мало на свете хороших, выразительных названий для новообразованных коллективов? – да я навскидку могу придумать дюжину отличных брендов! Каждый из которых мог бы стать знаковым: ведь слава достигается не словами, а делами, а у коллектива Суэтина, повторюсь, есть для этого все возможности.

Давайте соревноваться честно – языком музыки, а не бумажек! Соревноваться мирно, в духе единого «братства во музыке»: ведь любой коллектив обладает собственным неповторимым лицом, так что о «конкуренции на выживание» и речи идти не может. А данная суета – как-то «мелко всё это», сказал бы герой Булгакова.

Раиль КУНАФИН

Вернуться к списку новостей