Сезон 2010 – 2011 годов в музыкальном мире проходит под знаком Густава Малера. В мае исполнится 160 лет со дня смерти композитора. Не случайно ведущие филармонические организации Европы не могли обойти стороной эту дату. Особенно часто симфонии Малера звучат в Австрии, Германии и Нидерландах. Амстердам – один из крупнейших музыкальных центров Европы, город, который связывал Малера с голландским дирижёром Виллемом Менгельбергом. Голландцы и по сей день свято чтят малеровские традиции: фестивали музыки композитора проходят в зале Концертгебау

Знаменитый российский дирижер Марис Янсонс представил на сцене прославленного Концертгебау Восьмую симфонию Густава Малера, которая еще имеет подзаголовок «симфония тысячи участников».

Замахнуться на подобную фреску задача непростая для любого музыканта. Да и собрать внушительную команду исполнителей стоит немалых усилий. Восьмая симфония буквально создана для оперной сцены. В историческом амстердамском концерте были задействованы грандиозные составы: хор Баварского радио, Нидерландский филармонический хор, государственный хор Латвии, национальный хор мальчиков, Королевский оркестр Концертгебау и высококлассная интернациональная команда певцов: Кристина Брейер (сопрано), Камилла Найлунд (сопрано), Мария Эспада (сопрано), Стефани Блайф (меццо-сопрано), Михоко Фуджимура (контральто), Роберт Дин Смит (тенор), Томи Хакала (баритон), Штефан Коцан (бас). Марису Янсонсу с его невероятным дирижерским талантом удалось заглянуть в неведомые глубины малеровской эпопеи. После I-ой части католического гимна Святому Духу следовала живописная по красоте II-я часть – Заключительная сцена из «Фауста» И.В.Гете.

Виктор Александров: - Космический масштаб Восьмой симфонии Густав Малер предопределил еще сам. В одном из писем к Виллему Менгельбергу композитор признавался, что звучат уже не только человеческие голоса, но  и Вселенная: планеты и солнце. И вот сегодня это было воистину заметно, такой гигантский хор…. Уже просто забываешь о музыке…

Марис Янсонс: - «Да, но Вы знаете, это всегда событие, когда ты исполняешь эту симфонию. Во-первых, Малер, безусловно, гений. Все его симфонии гениальны и потрясающи. Восьмая это, конечно, что-то особое! Невероятное количество исполнителей! Объединить такой колоссальный состав необычайно трудно для баланса. Первая часть очень интенсивная и громкая. Здесь важно, чтобы никто из музыкантов не кричал  и не форсировал, должен быть обязательно выровненный звук».

Виктор Александров: - Восьмая симфония, безусловно, эверест для дирижера. Ведь в молодом возрасте не способен еще музыкант осилить такую глыбу…

Марис Янсонс:  - «Трудно вообще сказать, в каком возрасте вы можете  определенное произведение начинать дирижировать. Это очень индивидуально. Конечно, для музыки такой глубокой и философской годы играют заметную роль. Слишком рано, может быть, вы еще не можете ощутить ту глубину, потому что  у вас нет такого жизненного не музыкального человеческого опыта. Когда я был молодым, то очень долго опасался дирижировать Девятую и Шестую симфонию Бетховена, Шестую «Патетическую» Чайковского. Интуитивно я чувствовал, что еще не настолько созрел как музыкант. Мне всегда казалось, что это требует специальной подготовленности и глубины. Хотя, Вы понимаете, музыку вообще делать и дирижировать трудно. Неважно играете ли вы, или поете. Музыка требует от человека глубочайшего понимания, интуиции. Это всегда сложно. Темы, которые поднимает Малер, мировые вопросы, касающиеся не только одного человека, но и всего окружающего мира. Поверьте, такую музыку дирижировать громадное удовольствие»!

Вернуться к списку новостей