1 марта - день рождения Фридерика Шопена. Он не писал опер, симфоний, его не привлекал хор, у него нет ни одного струнного квартета. Практически все – для фортепиано. Король фортепиано - так его называли при жизни, и спустя 200 лет после смерти про него говорят так же. Этот год -201-й.

Про Шопена за это время разузнали, практически все - и то, что можно и нужно делать общедоступным, и что не следует - глубоко личное, интимное. Биографы описали едва ли не каждый день жизни, не говоря уже о привязанностях. Но главную загадку Шопена они так и не разгадали: чем хуже он себя чувствовал в эмоциональном отношении, чем глубже и страшнее была его депрессия, тем больше он сочинял, жизнь не становилась менее насыщенной: длительные гастроли, выступления на вечерах в домах аристократии, знакомства с писателями, поэтами, художниками – в общем, модными и популярными людьми. Как это могло сочетаться?

Он с детства был крайне чувствительным ребенком, часто видел тревожные сны и путал их с явью: после таких сновидений мог рыдать целый день. Проходили годы, а Шопен так и оставался маленьким мальчиком - сентиментальным и совершенно не подготовленным к реалиям. Представте - молодой мужчина романтической внешности в окружении поклонниц видит увядший лепесток розы, облако, внезапно покрывшее солнце и … это становится для него почти вселенской катастрофой! Депрессия, страшная депрессия – с детства и до самой смерти – она не давала ему нормально жить. Хотя, что считать нормой – если б у него не было такой обостренной чувствительности, постоянной меланхолии - разве писал бы он такую музыку?

Главная любовь Шопена - Жорж Санд - популярная писательница. У нее было двое детей, Шопен стал третьим. И это в пору его триумфальной славы! Ведь она порвала с ним отношения из-за того, что в споре с мужем дочери Шопен посмел ее не поддержать. И все-9 лет отношений перечеркнуты!

Он продолжал сочинять; разрыв и одиночество, болезнь - все это оказалось великим творческим стимулом. И сколько бы музыковеды не занимались биографией Шопена, сколько бы ни выясняли его интимных и физиологических особенностей, это ни на шаг не приближает к разгадке тайны творчества.

Ольга Сирота

Вернуться к списку новостей